'
Соколова Е.В., Гвоздикова А.А.
МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ *
Аннотация:
данная статья посвящена проблеме мотивации студентов к самостоятельным занятиям физической культурой. Автор исследует различные подходы и предлагает свои рекомендации для привлечения студентов к занятиям спортом.
Ключевые слова:
физическая культура, мотивация, студент, методы формирования мотивации
Двигательная активность играет важную роль в жизни студентов, так как она способствует физическому и психическому здоровью, развитию психофизических способностей и подготовке к будущей профессиональной деятельности. Самостоятельные занятия физической культурой позволяют студентам улучшить обмен веществ, внимание, физическую и умственную подготовку, а также повысить личностный уровень саморазвития. Таким образом, регулярные занятия физической культурой необходимы для успешной учёбы и сохранения здоровья студентов.Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение целей. Мотивация играет важную роль в жизни студентов, особенно в области физической культуры, так как она влияет на их желание и стремление к регулярным занятиям спортом и физической активностью.Существует множество видов мотивации, которые могут влиять на студентов в области физической культуры:1. Оздоровительная мотивация — стремление к поддержанию здоровья и профилактике заболеваний.2. Двигательная и деятельностная мотивация — желание развивать физические качества и навыки.3. Соревновательная и конкурентная мотивация — стремление к победе и сравнению своих результатов с результатами других студентов.4. Эстетическая мотивация — желание выглядеть красиво и привлекательно.5. Психологическая мотивация — стремление к расслаблению и снятию стресса.6. Культурная мотивация — влияние средств массовой информации и общественных трендов.7. Творческая мотивация — возможность развития творческих способностей через физическую культуру.8. Воспитательная мотивация — формирование самоконтроля, силы воли и дисциплины.9. Коммуникативная мотивация — общение с другими студентами и обмен опытом.10. Познавательная и развивающая мотивация — изучение своего тела, его возможностей и потребностей.Мотивация играет ключевую роль в формировании отношения студентов к физической культуре и спорту. Она стимулирует их к регулярным занятиям, повышает интерес к здоровому образу жизни и улучшает результаты в спортивной деятельности.Педагогические условия формирования мотивации к сохранению здоровья и здоровому образу жизни включают:1. Поэтапную организацию с учётом индивидуальных особенностей развития личности учащихся.2. Построение последовательной системы взаимодействия всех субъектов педагогического процесса.3. Использование возможностей педагогического, психологического, медицинского и информационного сопровождения процесса.4. Создание в классе благоприятной среды, способствующей ведению здорового образа жизни.Эти условия помогают осознать школьникам необходимость самостоятельного сохранения здоровья и создать условия для этого.Методы и методические приёмы формирования мотивации включают:1. Вовлечение студентов в практическую оздоровительную деятельность, например, изучение состояния здоровья на занятиях физической культурой в вузе или здоровье сберегающее содержание образования на занятиях физической культурой.2. Личный пример преподавателей, беседы и обсуждение философии здоровья.3. Информирование о влиянии физических упражнений на функциональные системы организма, теоретические и методические сведения на занятиях и лекциях, информация о правилах саморегуляции и самоконтроля за физическим состоянием.4. Информирование о способах и формах самостоятельных занятий.5. Создание ситуации привлекательности здорового образа жизни стандартными и нетрадиционными способами.6. Формирующие правила, которые основаны на умозаключениях и сформированы простым намёком или сложным построением когнитивной схемы через выстраивание нескольких посылок.7. Средства и методы, регулирующие эмоциональное состояние студентов, создание положительного психологического фона между преподавателем и студентом.8. Создание ситуации успеха, когда внешние оценки соответствуют желаемым или превосходят их, а также значительно выше ожидаемых самими студентами.9. Средства и методы, контролирующие распределение студентами своего времени на различные виды и формы деятельности, чёткая организация всех форм деятельности, включая самостоятельную, способствует закреплению целевых установок и мотивационных тенденций реализации намерения. Для стимулирования мотивации студентов к самостоятельному занятию физической культурой необходимо применять различные подходы. Это может включать в себя участие студентов в практической оздоровительной деятельности, демонстрацию личным примером преподавателей, проведение бесед о влиянии физических упражнений на организм. Важно также создавать среду, побуждающую к выбору здорового образа жизни, предоставлять теоретические и методические материалы, информировать об основных принципах саморегуляции и самоконтроля, а также способствовать осознанию студентами смысла и важности физической культуры.
Номер журнала Вестник науки №6 (75) том 1
Ссылка для цитирования:
Соколова Е.В., Гвоздикова А.А. МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ // Вестник науки №6 (75) том 1. С. 2104 - 2108. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/15456 (дата обращения: 16.05.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*