'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (15) том 1
  4. Научная статья № 68

Просмотры  70 просмотров

Бадис Н.З.

  


ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ГОРОД Н.В. ГОГОЛЯ.(НА МАТЕРИАЛЕ ЦИКЛА «ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ») *

  


Аннотация:
В данной статье рассматривается проблема образа Санкт – Петербурга в произведениях Н.В. Гоголя. Подробный анализ данной темы проводится на основе цикла «Петербургские повести». Рассматриваются особенности художественного слова автора и то, как это слово оживляет взятый образ великого города, не оправдавшего надежд и ожиданий Николая Васильевича   

Ключевые слова:
Санкт-Петербург, «маленький человек», метафоричность, одиночество, символ, судьба   


Н.В. Гоголь - писатель нового поколения, виртуозно обращающийся со словом. Из-под пера этого гения вышли произведения, способные перевернуть мир иллюзий, заставить мыслить метафорично, находить в простых вещах фантастическое начало. Тема Санкт – Петербурга была им затронута не раз. Этот город произвёл на юного писателя сильное впечатление. Впоследствии, были обмануты надежды и не оправдались ожидания. Полный образ был показан в цикле « Петербургские повести». В повестях, входящих в этот цикл, находит отражение русский характер. Он предстаёт пред нами с двух сторон : 1) высокие свойства, имеющие ценность в то время и 2) не самые лучшие свойства этого характера, способные разоблачить большую половину петербургского чиновничества. Быт и нравы были чётко изображены : автора интересовал быт всех слоёв, особенно интеллигенции. Главной темой становится тема утраченных со временем иллюзий. В повести «Невский проспект» она находит своё отражение в олицетворении людских пороков. В этой повести главным героем становится художник Пискарёв. Он не принимает суровую реальность и оказывается не способен пережить невозможность исполнения своей мечты. Трагичность судьбы – один из основных аспектов повести. Эта коллизия возникает в тесной связи с Невским проспектом. Здесь же и зарождается конфликт. Герои повести не похожи, о каждом из них ведётся своё повествование. В рамках одного произведения соединяются смежные и в то же время полярные направления : трагедия и комедия. Этот приём придаёт повести особую тональность. Невский проспект – главная улица и магистраль северной столицы. В повести о нём описываются все противоречия города и его жителей. Жизнь и пороки выплеснуты на обозрение читателя. Именно поэтому Невский проспект, да и Петербург в целом, являются не просто фоном событий, но и непосредственными участниками сего действа. Гоголь обращается к проспекту как к личности, к живой личности, способной его услышать и, которую мы должны узнать и понять. Ведь он влияет на то, что происходит , влияет на людей и их сознание. Вся жизнь Петербурга и в Петербурге показана здесь. Невский проспект – символ этой рутины. Здесь, на главной улице сосредотачиваются все противоречия нравственности России во времена писателя. Это главное место, где мечты писателя превращаются в иллюзии, которые затем обращаются в прах. Не только самого Гоголя иллюзии обречены на гибель, но и мечты его героев. Самый читаемый герой цикла – Акакий Акакиевич Башмачкин из повести«Шинель». Это представитель «маленьких людей», не способных противостоять обществу и бюрократии. Судьбы этих людей отражают мнение автора. Чтобы изобразить и донести яснее своё мнение, Гоголь обращается к сатире и иронии. Ироническое обличение – вот главное средство изображения петербургской жизни. Вершина цикла – «Шинель». Это самая зрелая повесть, прочитав которую, у нас не остаётся вопросов. Чтобы понять, в чём истинный замысел этой повести, можно её сравнить с поэмой Пушкина « Медный Всадник». Оба автора изображают чиновников. У «Медного Всадника» был подзаголовок – « Петербургская повесть». Её Гоголь и взял за основу своего цикла произведений о Санкт-Петербурге. И Гоголь и Пушкин жалеют своих несчастных героев, но не могут придумать им счастливого исхода событий, ведь они обречены, как и все им подобные «маленькие» люди. И, естественно, оба они закономерно погибают от своей же глупости и господствующего страха перед вышестоящими. Если сравнивать героев , можно заметить много несхожих моментов. Трагедии их разны : трагедия Евгения вызвана стихией, которую нельзя обуздать и последствия этого сказываются тяжелее всего на бедных людях. Трагедия Башмачкина сложилась с рождения, она у него постоянная – он обезличен. Приниженность Башмачкина более сильная, у Евгения есть хоть мечта о семейной жизни, а Акакий Акакиевич одинок , и единственное, что обеспечивает ему радость бытия – шинель. О своём будущем и настоящем он не думает, его шинель всё у него «отняла». Она стала для несчастного чиновника всем миром. Евгений способен на самопожертвование, он видит наперёд, осознаёт свои поступки. Башмачкину не для чего и не для кого жертвовать собой, да и смелости у него такой не найдётся. Поэма Пушкина изображает два разных Петербурга. Один из них – « полнощных стран краса и диво». Второй – город бедных людей, нищих углов, окраин, таких, где живёт Параша. Но для героев существует один единственный Петербург. Для Акакия это город снега, ветра, холода, пронизывающего до костей тебя, и пустынных площадей с бесконечными грабителями и суровыми взорами. «Медный Всадник» - это сигнал, знак, который заметил Гоголь, который вслед за Пушкиным обратился к темам «маленького человека» и « образа Петербурга». Гоголь Н.В. видел жизнь Акакия Акакиевича, так как находился среди таких, как он. Он мог представить и даже знал ясно, что может чувствовать безвольный чиновник низшего ранга. А вот герой «Медного всадника» не совсем известен его автору. Пушкин смотрит на него с пониманием, дружелюбно, но этот взгляд не видит насквозь, он принадлежит человеку из совершенно другого общества. Основная задача Гоголя – создать портрет времени и человека, психологически обусловленный.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Бадис Н.З. ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ГОРОД Н.В. ГОГОЛЯ.(НА МАТЕРИАЛЕ ЦИКЛА «ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ») // Вестник науки №6 (15) том 1. С. 371 - 376. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1546 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1546



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.