'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (15) том 1
  4. Научная статья № 71

Просмотры  63 просмотров

Волошин Д.А.

  


ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВЫБОРОВ В СИСТЕМЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается эволюция избирательной системы в Российской Федерации с точки зрения демократического развития государства. Освещаются некоторые политические и правовые проблемы развития института российской системы выборов   

Ключевые слова:
развитие, выборы, равное избирательное право, свобода выборов, демократия   


Выборы являются непосредственным выражением принадлежащей народу власти и основой представительной демократии. Будучи эффективным политикоправовым механизмом, выборы дают большому количеству граждан возможность принять участие в управлении государством [3]. Выборы характеризуются рядом принципов, которые обеспечиваются избирательным правом, благодаря чему реализуется, признанное неотъемлемым, право человека – право голоса, или право избирать. Право избирать – это возможность участвовать в формировании органов власти для всех граждан, соответствующих определённым условиям, а также одно из основных политических прав, предоставляемых в любом развитом государстве. Конституционная характеристика выборов как одной из форм прямого выражения власти народа предполагает активное участие граждан в выборах. Без такого участия представить выборы как форму народовластия не представляется возможным. Современные выборы обеспечиваются за счет реализации основных принципов избирательного права. Так всеобщность избирательного права, если опираться на зарубежный опыт, служит фундаментом избирательного права, поскольку является не только юридической базой для механизма правового регулирования электоральных отношений, но и оказывает значительное влияние на содержание правовых норм и их практическую реализации в целом. В России, вставшей на путь демократического развития в 1993 году, конституционное закрепление получил только принцип всеобщности выборов [2]. Что касается других принципов, то они были выражены в форме Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», где отдельная статья была посвящена каждому принципу. Политико-правовое развитие избирательных прав в России в целом прогрессирует, о чем свидетельствует историко-правовой анализ, что убеждает в справедливости тезиса о том, что всеобщее и равное избирательное право относится к числу величайших достижений человечества [1]. Практическая реализация избирательных прав граждан не поддается детальному анализу в отрыве от избирательного процесса. Спорным, к примеру, является исключение военнослужащих, указанных в п. 5 ст. 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», из списка избирателей на выборах в органы местного самоуправления, данное положение не удовлетворяет требованиями Конституции Российской Федерации, произвольно ограничивая права военнослужащих. Это свидетельствует о необходимости пересмотра правового регулирования реализации избирательных прав в отношении лиц проходящих военную службу, что позволит приблизить реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации к идеалу. Принцип добровольного участия граждан, предусмотренный п. 3 ст. 3 Федерального закона, несмотря на то, что порог явки на выборы был отменен, обеспечивается не в полной мере, поскольку в последнее время можно наблюдать, как всё больше усилий прилагается для завлечения на участие в выборах. Причиной возникающих проблем, связанных с нарушением избирательных прав граждан и применением негативных избирательных технологий, является то, что концепция выборов ориентирует субъекты правоотношений только на их проведение, игнорируя успешно апробированные за рубежом механизмы публичного контроля за результатами голосования. За последние годы внимание общественности к выборам возросло, что соответственно повысило уровень публичного контроля, однако на повышение среднестатистической явки это сильно не повлияло [4]. Видится, что принцип свободы выборов должен заключается не только в отсутствии обязательности явки избирателей, но и в усилении избирательной активности за счет повышения и укрепления их доверия к институтам государства, ответственным за организацию и проведение выборов, а также иных процедур, следствием которых является формирование органов публичной власти. Пока же этому препятствуют различные, возникающие в ходе избирательных компаний, правонарушения, остающиеся без должного разрешения, что говорит не только о необходимости преобразования образа выборов, но и о нужде в более современном механизме урегулирования споров. Все это свидетельствует о целесообразности разработки концепции, способствующей развитию избирательной системы Российской Федерации, которая отвечала бы международной практике прозрачных и конкурентных политических выборов. Данный шаг позволит сократить разрыв между ожиданиями демократических перемен граждан и упорядоченной публичной составляющей в области избирательного права, формируемого на принципах демократии.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Волошин Д.А. ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВЫБОРОВ В СИСТЕМЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №6 (15) том 1. С. 385 - 388. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1549 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1549



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.