'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (75) том 2
  4. Научная статья № 48

Просмотры  125 просмотров

Примоченко О.А.

  


РАЗРАБОТКА УНИВЕРСАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫБОРА ПОСТАВЩИКОВ ТОВАРОВ И УСЛУГ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается одна из проблем снабженческой деятельности предприятия – проблема выбора поставщика для деятельности компании. На основе теоретической и практической базы рассмотрения данной проблемы проанализированы основные методы выбора поставщика, рассчитана важность каждого критерия. Целью данной статьи является исследование критериев и методов оптимального выбора поставщиков.   

Ключевые слова:
закупочная логистика, выбор поставщика, методы выбора, система выбора   


Работа с поставщиками – одна из ключевых задач в сфере закупок. Поскольку поставщики являются важными партнёрами в логистических стратегиях, большое значение имеет их выбор и построение отношений с ними. Учитывая разнообразие и большое количество потенциальных поставщиков, особенно важно находить тех, кто сможет обеспечить надёжность логистического процесса с максимальной эффективностью.Актуальность разработки соответствующих методов выбора поставщика заключается в выборе лучших поставщиков по оптимальной стоимости для деятельности в условиях различных торговых режимов.К основным методам выбора поставщика относятся: метод рейтинговых оценок, метод оценки затрат, метод доминирующих характеристик, метод категорий предпочтений.Использование метода ранжирования предполагает выделение основных критериев выбора поставщиков, важность которых устанавливается на основе экспертной оценки. Затем определяется рейтинг каждого рассматриваемого критерия путем умножения удельного веса критерия на оценку эксперта по данному поставщику. Полученные рейтинги затем суммируются для определения итогового рейтинга конкретного поставщика. Итоговые оценки сравниваются для определения лучшего партнера. Этот метод объективно оценивает работу потенциальных поставщиков, принимая во внимание наиболее важные критерии.Метод оценки затрат разделяет весь исследуемый процесс на ряд возможных вариантов и рассчитывает затраты и доходы для каждого варианта. Результатом метода оценки затрат являются данные для сравнения и выбора вариантов решения. Для каждого поставщика рассчитываются все возможные затраты и доходы, а также логические риски. Затем из ряда миссий выбирается наиболее выгодный вариант в соответствии с критерием общей прибыли. Используя этот метод, можно определить «стоимость» выбора поставщика, но в то же время требуется большой объем информации и анализа по каждому поставщику [1, с.14].Критерии оценки поставщика представлены на рисунке 1.Рисунок 1. Критерии оценки поставщика.Метод доминирующих характеристик основан на одном выбранном критерии. Этот критерий может быть определен в соответствии с потенциальными целями организации, такими как самая низкая цена, самое высокое качество, срок поставки, надежность и тд. Основными преимуществами данного метода являются его простота и экономия времени. Недостатком этого метода является то, что он игнорирует другие определяющие факторы.Метод категорий предпочтения оценки поставщика, выбор способа его оценки основывается на количестве и качестве информации, собранной в «основных» отделах компании. Это обеспечивает анализ полной, а также компетентной информации на основе опыта работы с конкретными поставщиками. Однако этот метод не подходит для ситуаций, когда организация никогда ранее не работала с поставщиком [2, с.23-55].При выборе поставщиков покупатели сталкиваются с вопросом, какой метод следует использовать в конкретном случае, чтобы выбор был сделан правильно и сотрудничество с поставщиком принесло компании максимальную выгоду? Проанализировав вышеупомянутые методы выбора поставщиков и эффективность каждого из них, был сделан вывод, что наиболее важными характеристиками при выборе правильного метода являются следующие:- выбор между новым поставщиком, и поставщиком, с которым компания работала ранее,- опираться только на один критерий при выборе или на набор критериев при выборе, - наличие объективных данных о поставщике, - наличие информации о работе с поставщиками от других компаний.Качество новых идей напрямую связано с тем, насколько эффективно компания выстраивает свою систему маркетинга. От маркетинговых служб зависит оценка потенциала прибыли и продаж компании, что влияет на её деловую репутацию и конкурентоспособность.Проведённое исследование показало, что для максимального использования стратегических и экономических преимуществ целесообразно сосредоточить управление деловой репутацией. Это приведёт к повышению конкурентоспособности и укреплению позиций компании на рынке, обеспечивая ей устойчивое и стабильное положение [3].Факторы, влияющие на деловую репутации компании отображены на рисунке 2. Рисунок 2. Факторы, влияющие на деловую репутацию.Методика оценки деловой репутации устанавливает специальные требования, модели и критерии оценки деловой репутации организаций. Применение данного подхода дает возможность обеспечить единый и объективный подход к оценке выбранного поставщика, в том числе оценки его конкурентов, а также репутации и финансовой успешности компании.Структура факторов модели оценки деловой репутации представлена на рисунке.Рисунок 3. Дерево факторов модели оценки деловой репутации.Проанализировав выбранного поставщика методом оценки деловой репутации, можно сразу определить достоинства и недостатки организации.Данная методика не в полной мере отражает результаты деятельности компаний, некоторые факторы можно исключить в силу их незначительности, а некоторые факторы стоит добавить. Следовательно, предложенная методика оценки деловой репутации дает более чёткое представление о поставщиках и, в случае внедрения, позволит выбирать не только самых достойных и надёжных поставщиков, а также улучшить сам процесс закупочной деятельности.Если при выборе поставщиков ключевую роль играют только определённые критерии, то следует сосредоточиться именно на них, используя метод доминирующих характеристик. Это поможет достичь желаемого результата с минимальными затратами времени, денег и усилий.В ситуациях, когда при выборе поставщика важно учесть множество параметров, с которыми он уже работал, рекомендуется использовать метод ранжирования. Он позволяет оценить все значимые характеристики потенциального партнёра.Если для организации важно, как поставщик взаимодействует с другими отделами, а не только с отделом закупок, то стоит применить метод категорий предпочтений. Этот метод позволяет оценить все преимущества и недостатки сотрудничества с поставщиком.Когда организация выбирает потенциального партнера из числа поставщиков, с которыми она ранее не взаимодействовала, она должна руководствоваться наличием объективной информации о результатах деятельности поставщика. Если нет сомнений в надежности информации, следует использовать систему ранжирования. Если организация не уверена в надежности информации, следует использовать метод оценки затрат. Этот метод требует анализа большого количества информации, но может снизить риски от потерь при неправильном выборе поставщика [4].Качество выпускаемой продукции на прямую зависит от поставляемых материалов, поэтому одной из ключевых задач закупочной деятельности является выбор и управление поставщиками. При выборе поставщика анализировать такие показатели как цена и качество уже недостаточно. Многие компании стараются находить для сотрудничества поставщиков, способных развиваться одновременно с предприятием-закупщиком и выстраивать устойчивые отношения в долгосрочной перспективе. Для определения поставщиков, способных с наибольшим эффектом обеспечить успешную сбытовую деятельность предприятия необходимо тщательно подходить к проблеме выбора и оценки поставщиков.Надёжность поставщиков существенно влияет на работу и успех организации. Выбор поставщика — один из важнейших этапов в процессе обеспечения компании необходимыми ресурсами.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (75) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Примоченко О.А. РАЗРАБОТКА УНИВЕРСАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫБОРА ПОСТАВЩИКОВ ТОВАРОВ И УСЛУГ // Вестник науки №6 (75) том 2. С. 361 - 368. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/15537 (дата обращения: 16.05.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/15537



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.