'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (75) том 2
  4. Научная статья № 52

Просмотры  112 просмотров

Сурина А.А.

  


НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ *

  


Аннотация:
одной из актуальных проблем современности является охрана и обеспечение сохранности экологической среды. Проблема затрагивает национальные интересы и требует комплексных мер. Во многом успешная экологическая политика зависит правового регулирования источников финансирования и перераспределения расходов на экологическую деятельность. В статье представлен краткий анализ основных нормативно – правовых актов регулирования такого финансового обеспечения, действующих на территории РФ.   

Ключевые слова:
бюджетное финансирование экологической политики, правовая база, экологические проекты   


Экологическая политика тесно связана с национальными интересами государства, затрагивает все сферы общественной жизни. Современное российское государство заинтересованно в создании условий гармоничного и сбалансированного взаимодействия природы и общества. Государственная экологическая политика РФ реализуется путем комплексного распределения социально – экономических ресурсов.Устранение экологических проблем требует многообразия финансовых средств и возможностей. В настоящее время в РФ существует несколько государственных каналов финансирования, а также различные внебюджетные фонды.Законодательная база РФ в области регулирования обеспечения природоохранных мер достаточно община, и представляет собой систему нормативно – правовых актов, где основополагающим источником права является Конституция РФ [2]. Согласно ей, в РФ действует разграничение предметов ведения между федеральным центром и субъектами РФ. Финансирование государственной экологической политики осуществляется за счет перераспределения ресурсов из федерального и регионального бюджета.Помимо этого, охрана окружающей среды и финансирование соответствующих мер могут быть реализованы за счет бюджета местного самоуправления. Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [8], муниципальные районы, а также городские и сельские поселения решают проблему финансирования экологической политики за счет средств местного бюджета, доходную часть которого составляет, в первую очередь, местные налоги и сборы.Еще одним важным источником правового регулирования экологической деятельности на государственном уровне является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» [10]. В главе 4 – «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды» детализировано описывается специфика финансового регулирования, включающая в себя следующие аспекты:государственная поддержка экологических мероприятий, направленная на стабилизацию, сохранение и развитие окружающей среды,санкции за экологические правонарушения и негативное воздействие на природу,экологическое страхование и др. Стоит отметить, что реализация экологических мероприятий зависит от стратегии государственного проектирования экологических программ. Одним из таких проектов является Национальный проект «Экология». Данный проект содержит в себе многоуровневую систему воздействия на окружающую природу. В паспорте проекта раздел «Финансовое обеспечение реализации национального проекта» [3] регламентирует объем ключевые источники финансирования, где помимо федерального и регионального бюджета, задействованы внебюджетные фонды РФ. Примечательно, что практически половина источников финансирования данного проекта является внебюджетными, что обусловлено стремлением государства привлекать частный капитал к экологическим мероприятиям.Проведение экологической экспертизы на государственном уровне позволяет предотвратить негативное воздействие на природу от физических и юридических лиц. Цель такой экспертизы – оценка Росприроднадзором соблюдения экологических требований на федеральном и региональном уровне. Согласно ФЗ «Об экологической экспертизе», в статье 28 устанавливается, что: - «финансовое обеспечение проведения государственной экологической экспертизы объектов государственной экологической экспертизы, в том числе ее повторное проведение, осуществляется за счет соответствующего бюджета при условии внесения заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, сбора, рассчитанного в соответствии со сметой расходов на проведение государственной экологической экспертизы, определяемой осуществляющим экологическую экспертизу федеральным органом исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы» [9].Указ Президента «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» [5] включает в себя регламентацию финансирования государственных задач в сфере развития окружающей среды. Согласно документу, финансирование реализации таких задач производится при поддержке бюджетной системы РФ, в рамках бюджетных ассигнований федерального и регионального уровня, а также местного бюджета, с учетом использования возможностей внебюджетных источников.Таким образом, можно прийти к выводу, что законодательная основа в области финансирования экологических мер в РФ имеет достаточно обширный пласт различных нормативно – правовых актов. Помимо рассмотренных нами документов, основу правового регулирования финансирования экологической политики регламентируются Постановлением Правительства «О порядке и условиях предоставления средств поступившего в федеральный бюджет экологического сбора», ФЗ «Об отходах производства и потребления», ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (75) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Сурина А.А. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ // Вестник науки №6 (75) том 2. С. 390 - 394. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/15541 (дата обращения: 23.05.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/15541



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.