'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (15) том 1
  4. Научная статья № 77

Просмотры  73 просмотров

Николаева Е.С.

  


ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ САМОРАСКРЫТИЯВ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ *

  


Аннотация:
в данной статье анализируется проблема самораскрытия и коммуникативных стратегий, рассматриваются особенности и причины проявления информационной коммуникативной стратегии в интернете, выявляются коммуникативные тактики, отражающие особенности проявления самораскрытия в сети Интернет   

Ключевые слова:
самораскрытие, коммуникативная стратегия, коммуникативная тактика, интернет-пространство   


В современных средствах коммуникации, в интернет-пространстве, значительно расширяется спектр возможностей личности для осуществления самораскрытия личности, свободной передачи своих внешних и внутренних характеристик. Однако часто пользователи интернет-сети не осознают, что при коммуникации в Интернете, передачи информации о себе и своей жизни, они пользуются определенными коммуникативными стратегиями и тактиками. Понятие «коммуникативная стратегия» рассматривается как «сверхзадача, диктуемая практическими целями говорящего» [2, с. 197]. Коммуникативная стратегия реализуется через тактики, выполняющих функцию способов осуществления стратегии в конкретной коммуникативной ситуации [3, с. 95]. Основными коммуникативными стратегиями интернет-пространства являются стратегии самораскрытия, так как, информируя других пользователей сети, высказывая свое мнение, комментируя запись, пользователь, в первую очередь, самораскрывается, преподносит другим пользователям сети информацию о себе и своей жизни. Под самораскрытием в нашем исследовании рассматривается «сложный социальнопсихологический феномен, представляющий собой преимущественно добровольное непосредственное или опосредованное сообщение субъектом личной информации различной степени интимности одному или нескольким реципиентам» [1, с. 156]. Особый интерес в нашем исследовании уделяется самораскрытию в комментариях, представленных в социальных сетях и неспециализированных форумах. Изучив комментарии, мы выявили следующие факторы проявления самораскрытия в Интернете: 1) стремление передать информацию напрямую; 2) стремление передать информацию косвенно, посредством эмоций. В связи с этим, мы выделили информационную и эмотивную коммуникативные стратегии самораскрытия. В нашем исследовании особое внимание уделяется информационной стратегии самораскрытия. В основе информационной коммуникативной стратегии лежит представление пользователем фактологической информации о себе, своей жизни. Для реализации данной стратегии используются комментарии в социальных сетях и форумах. В ходе исследования с помощью метода сплошной выборки было отобрано 276 комментариев, представленных на русскоязычных (vk.com; irc.lv; RC-MIR.com; forum.cofe.ru) и англоязычных (instagram.com; facebook.com; offtopic.com; facethejury.wordpress.com) форумах и социальных сетях. Анализ комментариев пользователей, содержащих информационную стратегию, позволил обнаружить ряд коммуникативных тактик, посредством которых данная коммуникативная стратегия была реализована. Данными тактиками являются: 1) передача объективной информации; 2) передача субъективной информации; 3) передача своих характеристик с помощью ассоциаций; 4) соотнесения себя с коллективом или группой людей. Каждая тактика вербализуется различными способами, выявленными в ходе исследования. 1. Тактика передачи объективной информации о себе основана на передачи фактической информации, передачи точных сведений и цифр. К объективным характеристикам пользователя интернет-пространства мы относим следующие  характеристики, содержащиеся в проанализированных нами комментариях: возраст, семейное положение, наличие или отсутствие детей, профессиональная принадлежность, конкретные достоверные факты из жизни. Так, например, пользователь социальной сети «Вконтакте» публикует следующий комментарий: «Я и мой муж родители трех маленьких дочек. Мы всегда даем своим дочкам то, что они хотят. Ведь зачем рожать детей, а потом экономить на них? Нет денег – не рожай!». В данном комментарии пользователь представляет фактическую информацию о себе и своей жизни. Из высказывания мы узнаем, что женщина замужем, у нее есть дети – 3 дочери и, вероятно, хорошее финансовое обеспечение, так как пользователь в своем комментарии призывает не заводить детей, если нет твердой материальной почвы. Стоит отметить, что достоверность заявлений пользователей находит подтверждение в их биографиях. Это дает нам основание утверждать, что информация, предоставленная пользователями, является объективной. 2. Тактика передачи субъективной информации о себе. Под субъективными характеристиками личности мы понимаем оценку пользователем своих внешних данных, черт характера, интеллектуального уровня, описание интересов. При этом следует отметить, что нам не известна достоверность данной информации, так как характеристики приписываются самим пользователем. Пользователь социальной сети «Вконтакте», высказываясь на тему посещения ночных клубов, оставляет следующий комментарий: «Я, будучи тихим домоседом, скромным и образованным интровертом, думаю, что там чуждый мне контингент». Пользователь характеризует себя умным и спокойным человеком, предпочитающим сидеть дома. Кроме того, своим комментарием пользователь противопоставляет себя с посетителями ночных заведений. 5. Тактика передачи своих характеристик путем ассоциаций. Эта тактика эксплицируется, прежде всего, за счет противопоставлений и сравнений. Это могут быть сравнения себя как с человеком (родственником, знаменитостью, военным или политическим деятелем), так и с животными или предметами. Подобные сравнения помогают нам определить внутренние или внешние характеристики пользователя.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Николаева Е.С. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ САМОРАСКРЫТИЯВ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ // Вестник науки №6 (15) том 1. С. 410 - 414. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1555 (дата обращения: 16.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1555



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.