'
Андросенко А.В.
МЕЖДУНАРОДНОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕФТЯНОГО РЫНКА *
Аннотация:
статья посвящена анализу правовых аспектов регулирования рынка нефти. В ней рассматриваются основные правовые инструменты и механизмы, которые используются государствами и международными организациями для стабилизации рынка и обеспечения его эффективности. Автор изучает международные договоры, национальное законодательство Российской Федерации, а также роль и влияние ОПЕК в формировании ценовой политики. Особое внимание уделяется вопросам таможенного-тарифного регулирования рынка нефти. Статья предлагает комплексный взгляд на правовые механизмы, способствующие устойчивому развитию нефтяной отрасли и минимизации рисков, связанных с нефтяным рынком.
Ключевые слова:
национальное законодательство, рынок нефти, межправительственные соглашения, международное сотрудничество, ОПЕК, Энергетическая Хартия
Рынок нефти занимает особое место среди иных товарных рынков в силу своего главенствующего положения в числе других энергоресурсов и устремленности государств к обеспечению международной энергетической безопасности.Поскольку большинство транснациональных нефтяных компаний в современном мире являются государственными или хотя бы частично принадлежат государствам в силу важности нефтяной отрасли для обеспечения национальной безопасности, то в сфере регулирования нефтяной отрасли государство выполняет важнейшую роль. Спектр задач, которые входят в полномочия государства весьма масштабен, начиная от регулирования исследований новых месторождений нефти и их разведки до добычи, переработки, транспортировки и продажи нефти. В компетенцию государства также входит деятельность по определению налоговой нагрузки для нефтяных компаний, перераспределению доходов, которые оно получает от реализации нефти и нефтепродуктов на рынках, при разработке бюджетного плана страны [1].Для Российской Федерации, как одной из крупнейших стран-экспортеров нефти, изучение и анализ направлений развития и тенденций мирового рынка нефти имеет первостепенное значение. Такая необходимость определяется ролью нефтяного рынка для экономики России. За счет реализации на рынке нефти и продуктов ее переработки Правительство Российской Федерации способно оказывать финансовую поддержку ряду отраслей промышленности, отвечающих за жизнеобеспечение россиян и повышение уровня жизни населения [2]. При наличии такого влияния одного рынка на стабильность и развитие государства, возникает необходимость в его регулирования как на международном, так и на внутригосударственном уровне.В рамках развития энергетического сотрудничества в 1994 году в европейском регионе был подписан Договор к Энергетической Хартии (далее – ДЭХ), вступивший в силу в 1998 году. Специфика данного международного договора выражается в обязательности его положений в области энергетики для стран-участниц. Чапчиков С.Ю. в одной из своих работ описывает ДЭХ следующим образом: «это единственное в своем роде соглашение, касающееся межправительственного сотрудничества в энергетическом секторе, охватывающее всю энергетическую производственно-сбытовую цепочку» [3].Российская Федерация подписала, но не ратифицировала ДЭХ. Позиция России относительно данного международного акта была отражена во время выступления Медведева Д.А. в 2009 году на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге [4]. Дмитрий Анатольевич высказал мнение о том, что ДЭХ – это международный договор, обладающий односторонним характером, в связи с чем его применение по большей части направлено на удовлетворение нужд и потребностей лишь одной стороны соглашения. Данная позиция обусловлена тем, что ДЭХ более тщательно отражает взгляды и интересы западных государств по вопросу сотрудничества в энергетической сфере.Несмотря на все вышесказанное, Договор к Энергетической Хартии стал отправной точкой для трансформации формы энергетического сотрудничестваот многосторонних соглашений общего характера к специальным, регулирующим отдельные рынки энергоресурсов, в том числе нефтяной. Опираясь на научную литературу, можно сделать вывод, что ДЭХ обладает множеством недостатков и значительно ограничен в вопросе юридического обеспечения сотрудничества по укреплению безопасности в энергетической сфере [5].Основной массив нормативного регулирования рынка нефти на международном уровне, в настоящее время, содержится в двусторонних межправительственных соглашениях (далее – МПС), которые направлены на углубленное сотрудничество государств-сторон таких соглашений в отдельных направлениях нефтяной промышленности. Например, в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о транзите нефти основной идеей выступает обеспечение «транзита нефти через территории государств Сторон по действующей системе транспорта, в том числе по системе магистральных нефтепроводов в согласованном количестве» [6].Россия также является стороной Соглашения о развитии сотрудничества в нефтегазовой сфере с Индией, которое закрепляет принципы, направления и формы сотрудничества стран в нефтегазовой отрасли. Существенными принципами в рамках регулирования нефтяного рынка выступают положения о предоставлении недискриминационного доступа к международным рынкам нефти и о содействии обеспечения беспрепятственной доставки нефти на международные рынки [7]. В определенных данным МПС направлениях сотрудничества ключевым для регулирования рынка нефти является пункт об обмене информацией о проведении национальных и международных нефтяных тендеров. Что касается форм сотрудничества, затрагивающих тематику настоящего исследования, то стороны договорились о создании совместных предприятий по добыче, переработке и транспортировке нефти, а также о необходимости прикладывать совместные усилия по развитию сотрудничества в области торговли нефтью и нефтепродуктами.Основной задачей МПС выступает конкретизация способов и механизмов двустороннего международного сотрудничества в нефтяной отрасли, что в свою очередь, является одним из элементов юридического обеспечения международной энергетической безопасности и стабилизации мирового рынка нефти.Помимо представленных вариантов МПС, в нефтяной отрасли существуют также межправительственные протоколы рамочного характера о поставках нефти. Например, действующими протоколами в настоящее время являются «Протокол между Правительством Российской Федерации и правительством Чешской Республики о поставках нефти из России в Чешскую Республику» и «Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Македонии о поставках нефти из России в Республику Македонию». Основной целью заключения таких Протоколов выступает желание придать торгово-экономическим отношениям сторон стабильный характер и закрепить общие условия о поставках нефти, конкретизация которых предусмотрена при заключении контрактов между организациями – непосредственными покупателями и поставщиками нефти, назначаемыми органами государственной власти, отвечающими за реализацию таких Протоколов.Для полноты исследования следует более подробно рассмотреть правовую природу и влияние на мировой рынок нефти решений Организации стран-экспортеров нефти (далее – ОПЕК) об изменении квот на добычу нефти. Данные решения бываю двух видов: о сокращении (снижении) добычи нефти или же об увеличении добычи. Решение принимается по итогам Министерских встреч ОПЕК и по итогам Министерских встреч ОПЕК и стран, не входящих в ОПЕК (далее – ОПЕК+). Решения ОПЕК и ОПЕК+ об изменении квот на добычу имеют обязательную юридическую силу для государств-членов Организации и стран-участниц ОПЕК+ и носят конфиденциальный характер. Конфиденциальность решений выражается в том, что полный текст принятого по итогу министерской встречи решения не публикуется, а в свет выходит краткая сводка на сайте ОПЕК в формате пресс-релиза.Для наглядности работы данного инструмента регулирования мирового рынка нефти целесообразно привести в пример решение о сокращении добычи, принятого по итогам 33-й Министерской встречи ОПЕК и ОПЕК+. Согласно данному решению, страны ОПЕК+ согласовали крупнейшее со времен пандемии COVID-19 сокращение квот – на 2 млн. баррелей в сутки. Однако фактическое сокращение добычи равнялось примерно 1 – 1,1 млн. баррелей в сутки, поскольку условия соглашения ОПЕК+ постоянно перевыполнялись.Российская Федерация как одно из крупнейших нефтедобывающих государств является авторитетным и активным участником рынка нефти вне зависимости от геополитических обстоятельств, поскольку обладает значительным количеством сырья, что позволяет производить динамичную экспортную политику, открывающую масштабные возможности для развития и реализации экономического потенциала государства. В связи с таким положением страны на рассматриваемом в настоящей работе рынке, Россия уделяет особое внимание национальному правовому регулированию нефтяной отрасли.Российская Федерация в значительной степени оказывает влияние на мировой рынок нефти посредством соответствия модели экспорта, которая позволяет обеспечивать устойчивое и при этом энергоэффективное производство сырья, что в свою очередь положительно сказывается на стабильности поставок российской нефти в другие государстваБлагодаря качественно сформированной и высокоразвитой инфраструктуре, предназначенной для экспорта нефти, активному международному сотрудничеству в области создания совместных предприятий между государствами, наличия диверсифицированной дистрибьюторской системы, российская нефть обладает конкурентными преимуществами на мировом рынке нефти [8].С целью более детального и глубокого анализа законодательства Российской Федерации в сфере регулирования нефтяного рынка, исследование следует начать с рассмотрения важного для всей российской энергетической отрасли документа, который называется «Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года» (далее – Стратегия). Данный нормативно-правовой акт отражает позиции России, по которым ведется работа на международной арене, а сотрудничество между государствами выступает инструментом с помощью, которого Россия способна достигнуть общих целей в энергетической отрасли [9]. Например, исследование и освоение новых энергорынков, повышение энергоэффективности энергетических ресурсов, упрощение входа и доступа компаний из России на рынки других стран. Следующим стратегически важным документом в российской правовой системе относительно энергетики выступает Доктрина энергетической безопасности, утвержденная Указом Президента Российской Федерации«Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации» от 13 мая 2019 г. № 216. Данный юридический акт является «документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором отражены официальные взгляды на обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации». Важным элементом содержания настоящего документа выступает раздел, определяющий вызовы и угрозы энергетической безопасности.В настоящее время в правовой системе Российской Федерации отсутствует нормативно-правовой акт специального характера, который регулировал бы общественные отношения на нефтяном рынке, в том числе, затрагивающие обеспечение энергетической безопасности. Однако, существует ряд законов и подзаконных актов, затрагивающих вопросы регулирования рынка нефти. В качестве примера целесообразно привести следующие законы: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», который определяет, что нефть является предметом внешнеторговой деятельности, а следовательно, подпадает под таможенное регулирование при экспорте и импорте. Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-I «О таможенном тарифе» закрепляет порядок установления таможенных пошлин, их расчета и формулы расчета при экспорте сырой нефти и нефтепродуктов.При изучении российских актов права необходимо обратить внимание на временные запреты экспорта определенных видов энергетического сырья. Например, временные запреты на вывоз нефтепродуктов в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2023 г. № 1537 был введен временный запрет на вывоз бензина товарного и дизельного топлива из Российской Федерации, который действовал до 22 марта 2024 г. Настоящий акт был разработан и вступил в силу с целью стабилизации ситуации на российском топливном рынке, в том числе в части роста цен.На сегодняшний день введен запрет на вывоз бензина товарного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2024 г. № 243 «О введении временного запрета на вывоз бензина товарного из Российской Федерации», которое действует до 31 августа 2024 г. включительно.Исходя из вышеизложенного можно определить, что регулирование нефтяным рынком осуществляется на двух уровнях: международном, который подразделяется на многостороннее и двустороннее сотрудничество и национальном. Международное многостороннее сотрудничество в настоящее время, по мнению автора, носит более общий, закладывающий основы, характер. Иными словами, оно направлено на закрепление большинством государств основ функционирования мирового рынка энергоресурсов. Более конкретизированное и глубокое международно-правовое регулирование происходит на уровне двустороннего сотрудничества государств, которое в основном отражается в текстах межправительственных соглашений.Относительно национального уровня регулирования нефтяного рынка нельзя не упомянуть о том, что государство в данном случае определяет основные направления развития энергетической отрасли, в том числе базисные позиции Российской Федерации по поводу функционирования мирового нефтяного рынка, которые она отстаивает в рамках международного сотрудничества в различных формах. Также государство координирует деятельность на нефтяном рынке при помощи таможенно-тарифного регулирования, отвечающего за контроль экспорта, импорта и транзита нефти и нефтепродуктов.
Номер журнала Вестник науки №6 (75) том 2
Ссылка для цитирования:
Андросенко А.В. МЕЖДУНАРОДНОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕФТЯНОГО РЫНКА // Вестник науки №6 (75) том 2. С. 504 - 512. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/15558 (дата обращения: 16.05.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*