'
Бобылев Е.В., Тагаева С.Н.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА *
Аннотация:
в истории России законодательство о несостоятельности, или банкротстве, проходило долгий и сложный путь, отражая изменения в экономической и социальной структуре страны. Погружаясь в изучение этого вопроса, мы не просто знакомимся с историей правовых норм, но и получаем возможность понять, как они формировались, какие задачи решали и как влияли на развитие института несостоятельности в целом.
Ключевые слова:
банкротство, история, право
Истоки в Древней Руси: уже в Древней Руси существовали элементы законодательства, регулирующие отношения, связанные с неплатежеспособностью. Хотя формально института банкротства тогда не было, в источниках права, таких как "Русская Правда" и "Судебники", можно найти отдельные положения, касающиеся долгов и их взыскания. Так, в «Русской Правде» описывались способы взыскания долга с должника, в том числе путем обращения взыскания на его имущество.Дореволюционный период: Дореволюционная Россия, будучи империей, переживала становление капиталистических отношений, что требовало правовой базы для регулирования коммерческой деятельности. Именно в этот период, в «Устав о коммерции», введенный в 1775 году, стал фундаментальным документом, который заложил основы российского коммерческого права. Он охватывал широкий спектр вопросов, включая вопросы о торговых договорах, имущественных правах и, что особенно важно, содержал первые положения о банкротстве. В этом документе были описаны основные принципы определения несостоятельности, процедуры объявления банкротства и порядок проведения соответствующих судебных разбирательств. Параллельно с этим, в 1783 году был принят «Устав о торговых судах», который дополнил «Устав о коммерции» и закрепил за торговыми судами право рассматривать дела о банкротстве. Эти суды обладали специальной юрисдикцией и компетенцией для рассмотрения споров между купцами, включая споры о несостоятельности. Стоит отметить, что законодательство того времени было направлено на защиту интересов кредиторов, ставя во главу угла удовлетворение их требований. Банкротство рассматривалось как исключительная ситуация, которая требовала специальных процедур для минимизации негативных последствий для кредиторов. В «Уставе о коммерции» выделялось несколько видов банкротства: «простая несостоятельность», «преднамеренная несостоятельность» и «злоупотребление доверием». Каждый вид имел свои особенности и последствия для должника. Так, «простая несостоятельность» возникала в случае, если должник оказывался неспособным исполнить свои обязательства по объективным причинам, например, в связи с неурожаем, пожаром или иными форс-мажорными обстоятельствами. В этом случае, должник не подвергался уголовной ответственности, а имущество распределялось между кредиторами пропорционально величине их долгов. «Преднамеренная несостоятельность» предполагала умышленное уклонение от исполнения обязательств. Должник, сознательно создавая видимость несостоятельности, мог скрывать активы, совершать фиктивные сделки и таким образом уклоняться от уплаты долгов. В этом случае, помимо процедуры банкротства, должник мог быть привлечен к уголовной ответственности. «Злоупотребление доверием» предполагало получение кредита под заведомо ложными предлогами. Дореволюционное законодательство о банкротстве было первым шагом на пути к формированию современной системы регулирования несостоятельности в России. Несмотря на то, что эти законы были относительно простыми и несовершенными, они заложили основы для дальнейшего развития законодательства о банкротстве, которое впоследствии стало более комплексным и совершенным.Советский период: В Советском Союзе право на возбуждение дела о признании предприятия несостоятельным (банкротом) было закреплено в Гражданском процессуальном кодексе РСФСР (ГПК РСФСР) и распространялось на различные категории субъектов. Кредиторы в соответствии с пунктами "а" и "б" ст. 365 и п. "а" и "б" ст. 420 ГПК РСФСР, кредиторы имели право обратиться в суд с заявлением о признании должника несостоятельным. Кредиторами могли быть как юридические, так и физические лица, имеющие финансовые требования к должнику. В случае, если должник являлся частным лицом (физическим или юридическим), он сам мог обратиться в суд с заявлением о признании своей несостоятельности.В случае, если должником являлось предприятие, относящееся к определенной отрасли хозяйства, ведомство или отдел исполнительного комитета, осуществляющие регулирование этой отрасли, могли также возбудить дело о несостоятельности. Если при производстве взысканий в отношении частного лица были обнаружены признаки несостоятельности (согласно ст. 317 и 318 ГПК РСФСР), суд имел право возбудить дело о признании должника несостоятельным. В некоторых случаях, прокурор также имел право возбудить дело о несостоятельности. Если должником было государственное предприятие или смешанное акционерное общество, учреждение, в ведении которого состояло предприятие, могло возбудить дело о несостоятельности. В случае, если должником было смешанное акционерное общество, общее собрание пайщиков также могло возбудить дело о несостоятельности. Экономический совет РСФСР, исполнительный комитет: в отношении государственных предприятий, дело о несостоятельности могло быть возбуждено по предложению этих органов.Народный комиссариат финансов Союза ССР или Народный комиссариат финансов РСФСР: в отношении кредитных учреждений и кредитно-кооперативных организаций, дело о несостоятельности могло быть возбуждено по заявлению этих органов. В отношении кооперативной организации, дело о несостоятельности могло быть возбуждено по заявлению кооперативного союза, членом которого она являлась.Важно отметить, что право на возбуждение дела о несостоятельности не означало автоматического признания должника несостоятельным. Суд должен был рассмотреть заявление и провести необходимые процедуры, чтобы установить наличие фактов, подтверждающих несостоятельность. Кроме того, законодательство предусматривало механизмы, позволяющие должнику избежать признания несостоятельности. Например, должник мог попытаться реструктурировать свои долги или обратиться к кредиторам с предложением о мировом соглашении. В случае признания должника несостоятельным, законодательство устанавливало порядок реализации имущества должника для погашения его обязательств перед кредиторами. Проблемы законодательства: недостаточная четкость определения признаков несостоятельности, в некоторых случаях возникали сложности с определением того, какие признаки считаются достаточными для признания должника несостоятельным.Современный период: с течением времени законодательство о банкротстве в России постоянно совершенствовалось, отражая изменения в рыночных отношениях. В 2002 году был принят новый «Закон о несостоятельности (банкротстве)», который существенно расширил область применения законодательства, усилил защиту прав кредиторов и ввел новые процедуры для реструктуризации долга. Этот шаг стал важным моментом в развитии института банкротства в России, обеспечивая более эффективное урегулирование финансовых проблем компаний и физических лиц. Следует отметить, что законодательство о несостоятельности является ключевым элементом финансовой системы любого государства, поскольку оно определяет процедуры и правила, с помощью которых урегулируются финансовые трудности должников. В России эти изменения в законодательстве способствовали улучшению бизнес-среды, повышению доверия инвесторов и стимулированию предпринимательской активности. Банкротство, как процесс, позволяет должнику реструктурировать свой долг и начать финансовое восстановление. Одновременно это защищает интересы кредиторов, предоставляя им возможность получить обоснованное возмещение своих потерь. Важно понимать, что эффективная система банкротства способствует уменьшению рисков для всех сторон, участвующих в финансовых отношениях. В результате постепенных изменений в законодательстве о банкротстве в России удалось создать более прозрачную и предсказуемую среду для урегулирования финансовых споров и проблем. Это способствует развитию бизнеса, укреплению правопорядка и повышению доверия к финансовой системе страны. Важно, чтобы законодательство о банкротстве продолжало совершенствоваться и адаптироваться к изменяющимся условиям рынка, чтобы обеспечить эффективную защиту интересов всех участников финансовых отношений.Однако применение данного Закона о банкротстве выявило множество иных недостатков, что послужило принятию ныне действующего Федерального Закона № 127 от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве).Федеральный закон от 25.12.2023 N 655-ФЗ закрепили положение о том, что прежде всего считаются погашенными требования, связанные с удовлетворением основной суммы долга, затем - с выплатой процентов.Вывод истории возникновения банкротства: всегда важно, чтобы процесс банкротства был прозрачным и справедливым, чтобы избежать злоупотреблений и обеспечить справедливое урегулирование финансовых споров. Можно отметить, что в современном мире законодательство о банкротстве постоянно совершенствуется и адаптируется к изменяющимся экономическим условиям. Это включает в себя разработку новых механизмов урегулирования финансовых проблем, а также учет международных стандартов и передовой практики в этой области. Таким образом, законодательство о банкротстве является важным инструментом для поддержания финансовой устойчивости и развития экономики, и его эффективность зависит от тщательного анализа и соблюдения соответствующих норм и принципов.
Номер журнала Вестник науки №6 (75) том 2
Ссылка для цитирования:
Бобылев Е.В., Тагаева С.Н. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА // Вестник науки №6 (75) том 2. С. 528 - 534. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/15561 (дата обращения: 16.05.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*