'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (75) том 2
  4. Научная статья № 107

Просмотры  68 просмотров

Аскарова Н.С.

  


ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА С СИНДРОМОМ ДАУНА МЕТОДАМИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ *

  


Аннотация:
в статье представлены результаты психолого-педагогического исследования познавательной деятельности ребёнка с синдромом Дауна. Важно отметить, что, несмотря на убеждение о том, что дети с синдромом Дауна не поддаются воспитанию и развитию, такие дети обучаемы и специальная работа с ними способна нормализовать их психофизическую и интеллектуальную сферу.   

Ключевые слова:
методы диагностики, познавательная деятельность, синдром Дауна, мышление, зрительный гнозис, восприятие, внимание   


По статистике Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время с синдромом Дауна рождается каждый 700-ый – 800-ый младенец. Вследствие высокой распространённости данного диагноза в современном мире остро стоит проблема оказания комплексной своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья [4]. Изучением этой темы занимались С.Г. Ворсанова, М.А. Година, Т.П. Медведева и другие. Ученые выяснили, что характерной чертой данного заболевания является недоразвитие познавательной деятельности, вызванное генетической патологией [3]. Несмотря на то, что при рождении у детей с синдромом Дауна выявляются различные аномалии органов (монголоидный разрез глаз, уплощенное лицо и др.), с возрастом основной проблемой становится развитие умственной отсталости, которая может перейти в имбецильность, что, по данным Всемирной организации здравоохранения, происходит у 99% детей [2]. Анализ материалов диагностики выявил, что испытуемая испытывала трудности в выборе объектов нужной формы и орнамента за исключением кругов. Остальные геометрические фигуры (треугольники, квадраты, прямоугольники, овалы и ромбы) использовались ею наугад. Это свидетельствует о несформированности операций зрительного восприятия и наглядно-образного мышления у испытуемой [1]. Мотивация к выполнению заданий у испытуемой наблюдалась только в ситуации игры (что не соответствует младшему школьному возрасту), а поддерживалась на необходимом уровне только при использовании поощрения (поиграть после нескольких методик по правилам испытуемой). Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что испытуемая отстаёт в развитии от своих сверстников, не имеющих ограниченных возможностей здоровья, и нуждается в специальной коррекционной работе, направленной на развитие познавательной деятельности. Среди положительных особенностей развития ребёнка с синдромом Дауна хочется отметить, что она поддаётся обучению, адекватно реагирует на инструкции, старается исправить свои ошибки (адекватно реагирует на исправления), с интересом выполняет задания, успешно взаимодействует со стимульными материалами, имеет средний уровень мышления, достаточную сформированность зрительного гнозиса, способность запоминать (сохранять) и воспроизводить полученную информацию, следовательно, с помощью коррекционной работы можно развивать уровень познавательной деятельности. Изучение специальной литературы показало, что детей с синдром Дауна можно научить практически всему, главное – регулярность занятий и адекватность построения программы с учётом индивидуальных особенностей ребёнка [5]. Таким образом, цель исследования достигнута и все задачи решены. В дальнейшие планы реализации нашего исследования входит организация формирующего эксперимента, включающего разработку и выполнение коррекционной программы, направленной на преодоление выявленных недостатков познавательной деятельности. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что проведенная экспериментальная работа имеет практическую значимость для дальнейших исследований, направленных на разработку индивидуального маршрута развития «особого» ребёнка с поэтапным описанием всех происходящих процессов и ведением дневника наблюдений, что, в свою очередь, повысит эффективность процесса развития познавательной деятельности детей с синдромом Дауна.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (75) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Аскарова Н.С. ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА С СИНДРОМОМ ДАУНА МЕТОДАМИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ // Вестник науки №6 (75) том 2. С. 768 - 771. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/15596 (дата обращения: 23.05.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/15596



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.