'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (75) том 2
  4. Научная статья № 145

Просмотры  83 просмотров

Слепцова Н.П.

  


РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКОТЕАТРА *

  


Аннотация:
экологическая культура личности подразумевает наличие у человека определенных знаний и принципов, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, координированными с требованиями разумного, бережного отношения к природе. Главные аспекты работы воспитателя с воспитанниками - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, поддерживающий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. Актуальность работы состоит в том, что ознакомление дошкольников с растительным и животным миром родного края, явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой есть формирование начал экологической культуры.   

Ключевые слова:
экологическая культура, экологическая воспитания, старший возраст, природа, воспитание, развитие   


«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок».© Х.К. АндерсенПрирода – это источник, который может иссякнуть, если его не оберегать и не заботиться о нем. Именно поэтому экологическое воспитание детей начинается с раннего детства, когда они начинают знакомиться с травкой, цветочками, насекомыми, птицами, животными, с различными природными явлениями. При этом взрослые должны обращать их внимание на красоту, привлекательность и занимаемое место в природе.Целью исследования является выявление эффективности работы эко-театра по формированию системы экологических знаний.Были поставлены следующие задачи:Раскрыть понятие и содержание работы по развитию экологической культуры дошкольниковОхарактеризовать в воспитании осознанного отношения к природе дошкольниковВыявить уровень экологических знаний дошкольников.Разработать и апробировать проект эко-театра по формированию экологических представлений дошкольников.Организация образовательного процесса в современных условиях позволяет обеспечить интегрированный подход к системе эколого-оздоровительной работы в ДОО, которая должно являться одним из приоритетных направлений детских садов.Совместная с родителями (и другими членами семьи) работа в системе экологического воспитания способствует формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей, формированию представлений об окружающей природе, об опасных ситуациях в природе для человека и окружающего мира и способах поведения в них, способах предотвращения опасных ситуаций, формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.Исследование проходило на базе МБДОУ Арылахский детский сад села Бала, Верхоянского района, в старшей разновозрастной группе «Унугэсчээн». В эксперименте участвовало 12 детей: 7 мальчиков и 5 девочек.Начиная работу в направлении развития позитивного отношения детей к природе, был проведён мониторинг. В работе был использован диагностический инструментарий по выявлению уровня развития экологических представлений о многообразии живой природы, разработанный на основе рекомендаций О.А. Соломенниковой. Результаты, полученные в ходе выявления уровня развития экологических представлений о многообразии живой природы старших дошкольников, свидетельствуют о том, что половина детей приходится на средний уровень – 50%, низкий уровень составляет – 33%, четыре детей. И высокий уровень знаний получили двое детей, что составляет 17%. Такие результаты свидетельствуют, что работа по экологическому воспитанию ведется, но недостаточно. Диаграмма представлена на рисунке 1.По итогам мониторинга было решено апробировать проект эко театра.Паспорт проекта эко театра Подготовительный этапОсновной этапЗаключительный этапПо итогам проектной деятельности был собран сборник сценариев сказок на экологические темы. А так же поставлена театрализованная постановка старшей группы Унугэсчээн.Данный проект нацелен на театрализованную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Посредством театрализованных постановок мы попытались повысить уровень знаний экологических представлений дошкольников.После проведения всех мероприятий запланированных в рамках проекта эко театра был повторно проведен мониторинг выявления уровня сформированности экологических представлений о многообразии живой природы О.А. Соломенниковой, результаты которой приведены на рисунке 2.По итогам мониторинга видно, что уровень развития экологических представлений о многообразии живой природы повысился. Высокий уровень составляет 41,5% (5 детей), средний – 41,5% (5 детей) и на низком уровне остались 2 детей это составляет 17%. На низком уровне остались те дети, которые часто пропускали занятия, мало участвовали в мероприятиях по уважительным причинам. На констатирующем этапе по 1-2 балла не хватило детям с низким уровнем до среднего уровня. А на контрольном этапе они набрали баллы для среднего уровня. Так же по 2-3 балла не хватило до высокого уровня. Приведем сравнительную диаграмму мониторинга констатирующего и контрольного этапов.Реализованный проект эко театра дал положительный эффект, так как результаты повторного проведения методик на выявление уровня развития экологических представлений о многообразии живой природы оказались более высокими, чем при проведении исследования по этой методике в первом случае.Поставленные цель и задачи исследования выполнены. Реализованный проект может быть использован педагогами и родителями с целью развития экологических представлений о многообразии живой природы детей старшего дошкольного возраста.МБДОУ «Арылахский детский сад» уже несколько лет реализует проекты экологической направленности, что дает хорошие результаты. Поэтому работать в этом направлении было интересно, увлекательно. Хочется отметить, что условия для реализации проекта эко театра были созданы совместно с сотрудниками и родителями ДОО.Театрализованная деятельность в экологическом воспитании дошкольников играет значительную роль: она просто необходима нашим детям!   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (75) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Слепцова Н.П. РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКОТЕАТРА // Вестник науки №6 (75) том 2. С. 995 - 1003. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/15634 (дата обращения: 16.05.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/15634



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.