'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (75) том 2
  4. Научная статья № 160

Просмотры  93 просмотров

Внукова М.К., Шнайдер В.Г.

  


ПЕРЕГОВОРЫ СССР С ЗАПАДНЫМИ СТРАНАМИ О ВОПРОСЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ГЕРМАНИИ *

  


Аннотация:
внешняя политика Горбачева оказала огромное влияние на процесс объединения Германии, что является одной из самых обсуждаемых и значимых тем в истории СССР и в целом, международных отношений в конце XX века. Данная статья посвящена анализу переговоров и дипломатических усилий Горбачева по вопросу объединения Германии в процессе переговоров, его стратегию и тактику, а также реакцию западных лидеров на предложения и инициативы Советского Союза. В исследовании обращается внимание на длительность процесса объединения двух немецких государств, а также рассматриваются противоречивые интересы сторон. Также автор подчеркивает значимость данного события в условиях международных отношений и стабильности в Западной Европе. Анализируются события и явления, связанные с данным процессом, в частности в ходе переговоров, что дает возможность понять значение и последствия процесса объединения Германии для мирового сообщества.   

Ключевые слова:
внешняя политика, Горбачев, объединение Германии, история СССР, международные отношения, переговоры, дипломатические усилия, стратегия, тактика, западные лидеры, инициативы, немецкие государства, конфликт интересов   


После окончания Второй мировой войны процесс объединения Германии оказался наиболее важным среди других проблем международных отношений. В раздробленном государстве складывалась довольно сложная ситуация, требовавшая огромного внимания со стороны как СССР, так и ряда западноевропейских стран, включая США, Францию и Великобританию. Представители этих стран начали серию переговоров, главной целью которых являлся поиск решения по вопросам, связанных с Германией в будущем. Эти переговоры носили сложных и длительный характер, отличительной чертой которого были противоречивые взгляды относительно будущего немецкого государства.В ходе Холодной войны переговоры между Советским Союзом и Западной Европе протекали довольно в сложной обстановке и стали неким испытанием для все системы международных отношений. С одной стороны страны-участницы переговоров стремились предотвратить возрождение Германии как потенциальную военную угрозу, с другой хотели установить стабильность на европейском континенте и развивать его на основе демократии и экономического сотрудничества. Среди вопросов, возникающих в ходе диалога СССР и Запада об объединении Германии, были споры касательно границ и экономического развития вплоть до прав человека и безопасности, что потребовало значительных дипломатических усилий от всех сторон.Внешняя политика М.С. Горбачева, который настроил ее путь от конфронтации к сотрудничеству, сыграла ключевую роль в процессе объединения Германии. С приходом на пост генерального секретаря ЦК КПСС Горбачев всячески показывал западному миру, что Советский Союз готов к диалогу с Западом и внес значительные изменения во внешнеполитический курс СССР. Основным принципом «нового мышления» стал приоритет человеческих ценностей над классовыми интересами, а также геополитическим противостоянием. Новый внешнеполитический курс предполагал переосмысление политики защиты интересов социализма силовыми методами.Одним из практических действий, ставшим ярким примером изменения внешней политики Советского Союза, стал выход СССР из Афганской войны. Помимо этого серьезного шага предпринималось и много других немало важных инициатив, которые были направленных на сокращение ядерного потенциала и разрядку международной напряженности. Это все вызвало относительное доверие со стороны Запада, что позволило создать благоприятные условия для дальнейшего диалога.Позиция Горбачева касательно германского вопроса также претерпевала изменения. В самом начале своего пребывания на посту генерального секретаря Горбачев выступал против объединения Германии. Однако, в условиях изменения сложившейся внешнеполитической обстановки, его взгляды касательно данного вопроса начали меняться. Важным шагом со стороны лидера Советского Союза стало признание той реальности, которая сложилась в ГДР с учетом политических и экономических процессов, проявляющихся в массовых выступлениях граждан относительно свободы путешествий и реформ.Важным моментом в изменении позиции советского руководства, стала встреча Горбачева с западногерманским политическим и государственным деятелем Францем Йозефом Штраусом в 1987 году, которая еще больше продемонстрировала готовность Советского Союза вести открытый диалог с Западом касательно германского вопроса. И все же, ключевым моментом стала мирная революция 1989 г. в ГДР, в том числе падение Берлинской стены, что стало свидетельством необратимости процессов в Восточной Европе.В ходе переговоров по объединению Германии Горбачев настаивал на том, чтобы Германия оставалась нейтральной касательно военно-политических блоков. Однако позже согласился с ее включением в НАТО при условии, что блок не будет расширять свои возможности на восток. Это решение было очередным шагом Горбачева к снятию напряженности на международной арене.В целом, внешняя политика Горбачева, нацеленная на открытый диалог, взаимопонимание и сокращение напряженности в международных отношениях, существенно способствовала созданию благоприятных условия для объединения Германии в единое централизованное государство. Также советский руководитель понимал, что воспрепятствование и сопротивление этому процессу могут привести углубление противостояния в западноевропейском регионе и в мире в целом. Поддерживая германский процесс, Горбачев выражал готовность к компромиссам ради стабильности и порядка.Раннее было сказано, что политика Горбачева, направленная на ослабление напряженности в ходе холодной войны, четко проявилась в его подходе к переговорам с западноевропейскими лидерами об объединении Германии.Инициативы Горбачева подразумевали диалог и сотрудничество с Западом. Они активно вел переговоры с Францией, ФРГ, США и Великобританией. Горбачев проводил встречи с канцлером ФРГ Гельмутом Колем, в ходе которых обе стороны обсуждали будущее Германии. По мнению Горбачева, в условиях растущей демократии в Восточной Европы, существование раздробленного государства было под угрозой.Переговоры носили непростой характер. Со стороны Запада отстаивалась идея о том, что объединенная Германия должна оставаться членом НАТО. В свою очередь, Горбачев, как было сказано раннее, стремился не допустить расширения границ влияния военного блока на восток. В итоге был достигнут компромисс – воска НАТО не будут занимать территорию бывшей ГДР.Существование этого компромисса стало реальным благодаря уступкам Горбачева ради обеспечения мира в Европе. Несмотря на критику со стороны консерваторов Советского Союза, генеральный секретарь отстаивал свою позицию, аргументируя это необходимостью избежать новой военной угрозы.В процессе переговоров о вопросе объединения Германии стратегия Горбачева оказала решающее влияние на изменение политической картины Европы. Несмотря на определенные противодействия со стороны советского руководства, а также опасения Запада, Горбачев проявил гибкость в проведении внешней политики, что способствовало мирному объединению Германии.Главной тактикой Горбачева было стремление к диалогу. Именно открытое обсуждение спорных вопросов было отличительной чертой его политики от предыдущих советских лидеров. Его демонстрация открытости и гласности создала благоприятную атмосферу для дальнейших переговоров касательно германского вопроса.Горбачев отказался от использования силы для удержания влияния СССР в Восточной Европе, что демонстрирует его намерения действовать не только в интересах советского государства, но и мира в целом.При этом стоит отметить, что советский руководитель достиг не всех своих целей. К примеру, экономическая помощь СССР, на которую так рассчитывал Горбачев со стороны Запада, не была оказана в полном объеме. Также политика перестройки, которую он проводил, подверглась критике и сильному сопротивлению, что привело к распаду Советского Союза.Предложения и инициативы, исходившие от СССР в ходе переговоров о германского вопросе, вызывали неоднозначную реакцию у западных лидеров. Так как обсуждение данной проблемы шло в контексте холодной войны, позиции сторон были предопределены идеологическими и стратегическими разногласиями.Советский Союз предложил обязательство о невмешательстве во внутренние дела Германии после ее объединения, что вызвало многочисленные дискуссии. Западные лидеры отнесли к этому предложению с некой осторожностью. Они опасались, что подобные условия могут привести к распространению коммунизма на всю территорию Германии, что было недопустимым в условиях противостояния двух военно-политических блока.Также Горбачев предложил создать конфедерацию ФРГ и ГДР, что опять-таки вызвало неоднозначную реакцию. Запад выражал беспокойство относительно последствий существования такой конструкции. Однако, идея такого мирного сосуществования снискала поддержку среди многих западных лидеров, что соответствовало интересам стратегической безопасности.Не менее важным вопросом относительно будущего объединенного немецкого государства был вопрос о ее членстве в НАТО. Советский Союз считал, что вступление объединенной Германии в данную коалицию лишь усилит напряженность в международных отношениях. Западные лидеры нашли решение данной проблемы, которое заключалось в недопущении военного присутствия НАТО на восточных границах объединенной Германии на определенный срок.После длительных и напряженных переговоров был достигнут ряд компромиссов, учитывающих мнение запада относительное безопасности, а также гарантию безопасности СССР.Процесс объединения Германии оказал огромное влияние на международные отношения и способствовал внедрению новых методов ведения внешней политики после окончания холодной войны. Также процесс объединения Германии послужил развитию европейской интеграции и отношений на международной арене.Во-первых, объединение Германии привело к окончанию холодной войны и символичное падение «железного занавеса». Это привело к тому, что западные страны столкнулись с необходимостью изменения своей внешнеполитической стратегии в условиях новой реальности, где возможности для сотрудничества расширились, а степень угрозы, наоборот, снизилась.Во-вторых, как уже говорилось, процесс объединения ускорил европейскую интеграцию, заявляя о необходимости укрепления как политического, так и экономического сотрудничества на европейском континенте.Кроме того, объединенная Германия повлияла на страны Восточной Европы, в которых все чаще стали выбирать путь демократического развития, что способствовало расширению демократических ценностей.Несмотря на положительные последствия данного процесса, есть определенные опасения, связанные с объединением Германии. Возникла определенная напряженность в связи со страхами некоторых европейских государств касательно возрождения господства немецкого государства в Европе. Эти опасения были частично решены путем внедрения объединенной Германии в европейские и международные структуры.Объединение Германии стало знаковым событием в истории XX в., последствия которого в настоящее время продолжают формировать международную политику. Это событие создало условия для мира и сотрудничества в Европе, а также подчеркнуло значение открытого диалога и переговоров для устранения конфликтов и создания благоприятной международной обстановки.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (75) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Внукова М.К., Шнайдер В.Г. ПЕРЕГОВОРЫ СССР С ЗАПАДНЫМИ СТРАНАМИ О ВОПРОСЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ГЕРМАНИИ // Вестник науки №6 (75) том 2. С. 1098 - 1105. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/15649 (дата обращения: 16.05.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/15649



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.