'
Гильванова Д.Т., Шоколюкова В.В., Петухова Т.Н.
СТАРООБРЯДЦЫ НА УРАЛЕ: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ *
Аннотация:
в статье рассматривается история старообрядчества, изучаются особенности, быт и традиции старообрядцев, их влияние на культуру Урала. Авторами анализируются основные черты образа жизни верующих, духовные практики, а также взаимодействие старообрядцев с другими этническими и религиозными группами на Урале. В результате исследования выявлены ключевые аспекты влияние старообрядчества на формирование культурного разнообразия данного региона.
Ключевые слова:
старообрядчество, Уральский регион, традиции, образ жизни, историческое наследие, культурное многообразие
Необходимость изучения социально-культурных особенностей старообрядцев на Урале вызвана вниманием на современном этапе к межэтническим отношениям в связи с геополитическими проблемами. Актуальность этого вопроса также отражена в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: «На фоне кризиса западной либеральной модели рядом государств предпринимаются попытки целенаправленного размывания традиционных ценностей … разжигания межнациональных и межконфессиональных конфликтов» [6].Кроме того, на фоне резкого изменения духовно-нравственных ориентиров вопросы моральных ценностей, их формирование и содержание в современной России широко обсуждаются не только широкой общественностью, но и остаются предметом научных дискуссий. Очевидно, что от межэтнического согласия, формирования на фоне обострения идейных разногласий ценностных ориентиров социальных групп разной национальной и конфессиональной направленности зависит единство, целостность и будущее Российской государства, что и отражено в правовых документах, отражающих проблемы сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей [7].Так, согласно Указу Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» к духовно-нравственным ценностям относятся:Свобода и равенство,Солидарность и взаимопомощь,Толерантность и уважение к различиям,Уважение к традициям и культуре народа.Поскольку вопрос религиозных предпочтений, как и национальный, в контексте ценностей занимает одно из центральных мест идентичности личности, ограничимся исследованием образа жизни и культуры одной из социальных групп: старообрядцев на Урале.Изучение культуры старообрядчества на Урале позволяет понять особенности их быта, религиозных убеждений, социальной организации, их влияние на развитие региона. Необходимо обратить внимание, что старообрядцы как носители, прежде всего, традиционных ценностей, продолжают оказывать влияние на жизнь людей, проживающих в данном регионе.Следует отметить, старообрядцы — это религиозное течение в православии, которое отделилось от русской православной церкви в XVII веке в ходе проведения церковных реформ, проводимых патриархом Никоном. Старообрядцы придерживаются старых обрядов и традиций, которые были изменены или упразднены. Они считают себя защитниками и представителями истинного православия, сохраняя древние ритуалы, песнопения, календарь и символику, отличающиеся от современной православной церкви.Староверы соблюдают до реформистские посты и праздники, которые отличаются от современного православного календаря, а также следуют строгим правилам поста и молитвенным практикам. В старообрядческой традиции нет священства в том виде, как оно существует в современной православной церкви. У них нет священников-попов, а богослужения проводятся старостами или братствами.На Урале старообрядцы появились в конце XVII - начале XVIII века. Их приход связан с преследованиями со стороны церковных властей и государства в период никсоновской реформы. Многие староверы, отвергая нововведения в церковной практике искали места, где могли бы свободно исповедовать свою веру. Уральский регион как отдаленная и малонаселенная местность представлял привлекательную территорию для желавших избежать преследований и основать свою религиозную общины вдали от европейской части государства.К XIX веку количество старообрядцев увеличилось. В 1826 году в Пермской губернии, по официальным сведениям, насчитывалось 112,000 раскольников. В 30-х годах того же века, при бывшем архиепископе Аркадии, обращено в православие 100,000 человек, но в 1841 году по тем же сведениям старообрядцев оставалось 108,000. По официальным данным в 1850 году в регионе проживало 72,000 раскольников (табл.1) [2].Таблица 1. Показатель количества старообрядцев на Урале.Из таблицы прослеживается возрастание численности раскольников в течении 20 лет.У старообрядцев сложился определенный свод правил и запретов, которые они обязаны блюсти. Так, в общинах по настоящее время придерживаются старого летоисчисления, согласно которому сейчас 7531 год, а новый год начинается в сентябре. Вера запрещает раскольникам употреблять алкоголь и курить. Длительный период существовал запрет на привезенные из-за моря продукты, такие как картофель, чай, кофе, табак.Кроме того, староверов всегда отличала строгость нравов, стремление сохранить традиции, отказ от новаторства.Стремление сохранить обычаи отразилось и в одежде:- традиционная мужская одежда староверов — это рубаха-косоворотка с воротником-стойкой и штаны,- женщины носят рубаху с сарафаном, подпоясанным пояском, и особым образом повязанный платок, полностью скрывающий волосы, лоб, уши и шею,- цвета одежды, как правило, неяркие. В каждой крупной старообрядческой общине имеются свои певческие традиции, самобытные иконописные школы, например, Невьянская икона, получившая широкую известность [3].Правила и принципы старообрядцев опираются на канонические источники: Библия, Псалтырь, Часослов, Часовник, Апостол, Катехизис, Устав, Святцы, Канонник, Старчество, а также разные сборники. Вместе с тем, имеются старообрядческие исторические и полемические произведения [8].Постепенно на Урале старообрядчество распространилось среди крестьян и ремесленников, изделия которых становились предметами гордости и достопримечательностями региона. Параллельно с иконами создавалась книжная миниатюра старообрядческих рукописей. На горных заводах получило распространение художественное шитье. Особенно славились местные ризы к иконам, выполненные с использованием уральских полудрагоценных и поделочных камней. Женщины в семьях иконописцев из поколения в поколение низали бисерные ризы к иконам, исполняемым в семейной мастерской на заказ. Они создавали рабочие места, помогали в развитии местной отрасли и способствовали экономическому подъему Урала.Со временем старообрядчество стало одним из значительных направлений христианства на Урале: общины староверов создавали старообрядческие церкви, школы, жилища, способствовали развитию сельского хозяйства, городской инфраструктуры.По мнению ряда авторов «старообрядцы оказали большое влияние и на хозяйственную освоенность территории Урала. Распространение старообрядчества на Среднем и Южном Урале еще при Петре Первом было тесным образом связано с развитием здесь горнозаводской промышленности. Таким образом, основные кадры уральских заводов в значительной степени сформировались из старообрядцев. Они дали также немало новаторов-изобретателей.Талант рабочих-старообрядцев ярко проявился в самобытных авторских произведениях, которые охотно принимались к производству руководством Кыштымского горного округа. Мастера отливали изделия не только на религиозные сюжеты, но и на бытовые [1].Строительством Екатеринбурга равным образом занимались старообрядцы. В дореволюционном Екатеринбурге купечество финансировало строительство города. Большинство первых екатеринбургских купцов родом из соседнего селения Шарташа — духовного и экономического центра староверия. Горнозаводские и губернские власти заставляли шарташцев переселяться в город, потому что они были наиболее успешными предпринимателями. В результате почти вся не горнозаводская промышленность в городе создана руками старообрядцев.В современным период по всему Уралу сохранились старообрядческие приходы: например, старообрядческий Храм во Имя Рождества Христова находится в Екатеринбурге, где в 1816 г. была построена часовня, которая в 1837 г. перестроена в каменную церковь [4].Подобные храмы строились не только в крупных городах Урала, но и в маленьких поселениях: например, храм святителя Николы Чудотворца в городе Верещагино, зарегистрированный в 1905 г. [5].Таким образом, старообрядчество, как устоявшаяся неотъемлемая часть русского мира, в том числе русской традиционной культуры, опирается на вековые ценности русского быта и сохранившиеся добродетели, наследие русских мировоззренческих установок, на категории добра, нравственности, смыслов жизни. Старообрядцы Уральского региона из поколения в поколение сохраняли и продолжают сохранять свою уникальную материальную и духовную культуру, обогащая палитру этнического и религиозного разнообразия жителей Урала.
Номер журнала Вестник науки №6 (75) том 2
Ссылка для цитирования:
Гильванова Д.Т., Шоколюкова В.В., Петухова Т.Н. СТАРООБРЯДЦЫ НА УРАЛЕ: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ // Вестник науки №6 (75) том 2. С. 1117 - 1124. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/15652 (дата обращения: 16.05.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*