'
Бабенко К.М., Морозова Т.В.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР СНОВИДЕНИЙ В ПРОИЗВЕДЕНИИ ЯСУТАКИ ЦУЦУИ «ПАПРИКА» *
Аннотация:
в статье рассматривается роль сновидений как средство отражения процессов постижения человеческой психики на примере романа «Паприка» Ясутаки Цуцуи.
Ключевые слова:
мировая литература, мотив сна, поэтика сновидений, психологический аспект
В данной статье предпринимается попытка рассмотрения сна и сновидений как средств отражения психологии героев на примере романа "Паприка" Ясутаки Цуцуи. Цель статьи - выявить художественное своеобразие мотива сна в творчестве современных писателей в рамках сложившейся литературной традиции. Как отмечает В.П. Руднев, сновидение становится «местом встречи дневного и ночного мира человека, сознания и подсознания, является одним из важнейших подступов к действительности и к душевному состоянию по ту сторону сознания» [1, с.121]. В романе «Паприка» Ясутаки Цуцуи сновидения становятся важным элементом повествования. Главная героиня Ацуко Тиба – пионер IT-психоанализа, которая незаконно путешествует по ночным кошмарам своих пациентов. Сопровождая их во сне, она помогает понять подсказки подсознания и избавиться от страхов и депрессии. Как отмечает один из персонажей, «от одного разговора с ней ему стало спокойно на душе. Казалось, что Паприка ему, чужому человеку, какая-то родная – так она держится, такое у неё лицо. Она поднимает настроение, с ней можно говорить обо всем» [2, с.234]. Методы Ацуко несколько спорны, но они работают. Героиня спокойно занимается своей работой до тех пор, пока директор Сима не просит ее вызвать Паприку - альтер-эго Ацуко, молодую девушку в джинсах и красной майке, для лечения одного влиятельного знакомого. Паприка подключается ко сну пациента и лечит его, удаляя негативное содержание из его бессознательного. В образе загадочной нимфетки Паприки Ацуко успела приобрести репутацию идеального «сыщика снов», стать героиней городских легенд и объектом повышенного внимания падких до сенсаций журналистов. Анализ снов, который проводит Паприка, напоминает фрейдовский. Она исходит из того, что для полного излечения от проблемы достаточно всего лишь ее осознать. Паприка занимается тем, что помогает другим осознавать проблемы, прямолинейно дешифруя сновидческие ситуации. Сновидения становятся местом работы Ацуко, где она постепенно разгадывает значение различных событий и людей, которые оказываются совершенно не теми, кем видятся. Когда сотрудники института психиатрии один за другим сходят с ума при попытке лечить пациентов с помощью новой технологии, доктор Тиба, используя свое альтер-эго Паприку, пытается выяснить, кто стоит за этой диверсией. Противостоящий ей Сэйдзиро Инуи выкрадывает психотерапевтические модули, чтобы реабилитировать традиционные подходы в психиатрии, видя в технических достижениях опасность для психики человека. В институте разгорается борьба, которая идет как в реальности, так и во сне. Ацуко Тиба с друзьями начинают бороться с надвинувшейся угрозой, когда образы из снов начинают проникать в реальность, а депрессия и шизофрения становятся заразными болезнями. Роман демонстрирует серьезную проблематику, связанную с этическими вопросами использования новых технологий в психиатрии. В заключение отметим, что произведение Ясутаки Цуцуи демонстрирует высокую художественную культуру автора, его виртуозное владение техникой психологического анализа и мастерство в изображении сновидческих состояний героев. Роман «Паприка» выделяется среди других произведений данной тематики глубиной психологической проработки образов, динамичностью и изысканностью авторского стиля.
Номер журнала Вестник науки №6 (75) том 2
Ссылка для цитирования:
Бабенко К.М., Морозова Т.В. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР СНОВИДЕНИЙ В ПРОИЗВЕДЕНИИ ЯСУТАКИ ЦУЦУИ «ПАПРИКА» // Вестник науки №6 (75) том 2. С. 1185 - 1188. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/15662 (дата обращения: 16.05.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*