'
Кулиева Б., Бердиев М., Атаев О.
НАСЛЕДИЕ МАХТУМКУЛИ – ИСТОЧНИК НЕИСЧЕРПАЕМОГО ВДОХНОВЕНИЯ СКВОЗЬ ВЕКА *
Аннотация:
великий туркменский поэт и мыслитель, основоположник туркменского литературного языка Махтумкули Фраги своими бессмертными творениями навечно остался в памяти народной. Его имя прочно заняло достойное место в ряду таких выдающихся мыслителей прошлого, как Фирдоуси и Рудаки, Навои и Низами, Данте и Шекспир, Руставели и Пушкин, чьё творчество составляет золотой фонд мировой литературы.
Ключевые слова:
Фраги, творчество, Махтумкули
Великий туркменский поэт и мыслитель, основоположник туркменского литературного языка Махтумкули Фраги своими бессмертными творениями навечно остался в памяти народной. Его имя прочно заняло достойное место в ряду таких выдающихся мыслителей прошлого, как Фирдоуси и Рудаки, Навои и Низами, Данте и Шекспир, Руставели и Пушкин, чьё творчество составляет золотой фонд мировой литературы.Своё время поэзия Махтумкули открыла новую, яркую и впечатляющую страницу истории туркменской литературы, явилась живительным источником вдохновения для последующей замечательной плеяды выдающихся туркменских поэтов-классиков – Кемине, Молланепеса, Сейди и Зелили.Поэт сумел выразить лучшие стремления передовых умов своего времени, думы и чаяния народа. В свой поэтических мир он сумел вобрать все краски и богатство народного творчества, расширил и пополнил его, внёс много нового и своеобразного. Поэзия поэта выдержала суровое испытание временем, дошла до наших дней в своей магической и покоряющей чистоте, потрясая глубокими мыслями и чувствами.К сожалению, многие рукописи поэта исчезли ещё при его жизни, до нас же лирика Махтумкули в устной передаче народных бахши, чей репертуар передавался из поколения в поколение. Сведения о жизни Махтумкули специалистами и литературоведами в основном восстанавливались по его стихам, народным сказаниям и легендам. В немалой степени способствовало этому и то, что сохранившиеся произведения поэта по истечении времени печатались типографиями и издательствами по всему миру.Одним из первых издателей стихотворений поэта можно считать исследователя, учёного и литератора Александра Ходзько-Борейко. В 1842 году в Лондоне он опубликовал три стихотворения Махтумкули. Именно с этого момента и начинается непрерывающийся и поныне книжный путь лирики Махтумкули, составляющий самостоятельную, оригинальную ветвь в истории общего мирового книгопечатания. Вслед за этим, венгерский учёный А. Вамбери, русские учёные Ф. Бакулин и И. Березин издают произведения туркменского поэта и исследуют их в своих научных трудах.Однако, по-настоящему творчество великого поэта Востока стало достоянием массового читателя только с начала ХХ века, когда были опубликованы сборники его произведений. И первым это сделал известный востоковед Н. Остроумов, опубликовавший в 1907 году цикл (сборник) стихотворений Махтумкули. Можно смело утверждать, что именно с этого момента началось издание стихотворений поэта в самых различных типографиях и издательствах мира. Для нас, сегодняшних читателей и ценителей лирики Махтумкули, понятно и радостно, что в Узбекистане принимают решение о широком праздновании юбилея поэта на самом высоком уровне. Ещё в 1911 году именно в Ташкенте в частной типографии Г.Арифджанова печатаются стихи и издаётся один первых сборников произведений Махтумкули под названием «Рассказы о тридцати двух семенах и Махтумкули». Действительно отрадно, что Махтумкули реально стал любимым поэтом и для узбекского народа.Ровно через год следующим издателем стихотворений Махтумкули становится его земляк, туркменский просветитель А.Ниязи, который напечатал сборник стихов поэта в астраханской частной типографии А. Аманова. Учёные и исследователи творчества великого поэта полагают, что одним из ранних изданий поэта дореволюционного периода, в который вошло около двухсот стихотворений Махтумкули, стал сборник под названием «Диван Махтумкули», выпущенный в Бухаре в 1914 году. В целом же распространение книгопечатания в Средней Азии и возникновение местных частных литографий, открыли новую страницу в издании произведений туркменских авторов. В немалой степени способствовало этому и возникновение в 80-ые годы XIX века книгоиздательского дела на территории самого Туркменистана. В тот период в отличие от остальных крупных городов Средней Азии, таких как Хива, Ташкент, Самарканд, Бухара, в Ашхабаде (тогда Асхабад) книг на туркменском языке и других восточных языках издавалось не так много. А первые туркменские книгоиздатели и книготорговцы Мирзахид Мирсадык оглы, Гурбанберды Гургенли и Абдурахман Ниязи на свои средства изначально печатали произведения туркменских классиков в активно действовавшей тогда в Ташкенте типографии (литографии) Г.Арифджанова. К примеру, книга стихов Махтумкули «Рассказы о тридцати двух семенах и Махтумкули», выпущенная отдельным изданием, переиздавалась здесь несколько раз.
Номер журнала Вестник науки №6 (75) том 2
Ссылка для цитирования:
Кулиева Б., Бердиев М., Атаев О. НАСЛЕДИЕ МАХТУМКУЛИ – ИСТОЧНИК НЕИСЧЕРПАЕМОГО ВДОХНОВЕНИЯ СКВОЗЬ ВЕКА // Вестник науки №6 (75) том 2. С. 1192 - 1196. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/15664 (дата обращения: 23.05.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*