'
Левчик Е.К., Морозова Т.В.
СНЫ И ПРОРОЧЕСТВА В ПОВЕСТИ КРИСТЫ ВОЛЬФ «КАССАНДРА» *
Аннотация:
в статье рассматривается роль сновидений как значимого художественного элемента в творческом осмыслении действительности современными писателями на примере повести «Кассандра» Кристы Вольф – одного из ведущих авторов европейской литературы ХХ века.
Ключевые слова:
мировая литература, мотив сна, мир сновидений, реальность, ирреальность
Сновидения и их толкование занимают важное место в литературе, являясь кодом и каналом информационного обращения автора к читателям. Сон и описание сновидений являются «частью художественного мира писателей разных эпох, позволяя постичь сложность человеческой психики и подсознания», - отмечается в статье Зимняковой В.В. [1]. В конце ХХ века литературоведение обращается к исследованиям в области онейропоэтики, «фокусирующейся на филологическом анализе литературных снов как вербального художественного текста и художественной гипнологии» [4]. Ю. Лотман анализировал природу сна с точки зрения культурологии, отмечая, что «это нулевое пространство может заполняться различными носителями сообщения, в зависимости от типа истолковывающей культуры» [7].В данной статье рассматривается сон и сновидения как структурный элемент произведения – средство отражения действительности, аллегорий и иносказаний на примере повести Кристы Вольф «Кассандра». Данное произведение является главным в творчестве писательницы, в котором «жизненный путь женщины-прорицательницы стал зеркальным отражением современной автору немецкой истории» [5]. Незадолго до начала Троянской войны царю Приаму приснился сон-предостережение, который был истолкован по-разному Кассандрой и жрецом. Кассандра пыталась предостеречь царя о грядущих бедах, но «ее не хотели слушать, так как ее трагические пророчества не соответствовали желаниям толпы, а пророчествовала женщина» [2]. Осознавая гендерное неравенство, Кассандра стремилась повлиять на ход событий, предсказывая падение Трои. За это «она была объявлена безумной и брошена в темницу». Кассандра не могла отказаться от своего дара, «ценой жизни отвергая навязанную ей роль» [2]. Обращаясь к античному мифу о Троянской войне, Криста Вольф проводит аналогии между прошлым и современностью, поднимая онтологические проблемы бытия и духовного здоровья человечества. Используя сновидения героев как композиционный прием, «писательница раскрывает богатый внутренний мир Кассандры, выражая при этом и свои собственные сокровенные мысли и чувства» [1]. Таким образом, сновидения в повести Кристы Вольф "Кассандра" выступают не только как способ отражения внутреннего мира героини, но и как средство философского осмысления автором исторических процессов и духовной жизни человека. Через призму сновидений писательница затрагивает вечные темы власти, гендерного неравенства, предначертанности судьбы и трагической роли истинного пророка в обществе.
Номер журнала Вестник науки №6 (75) том 2
Ссылка для цитирования:
Левчик Е.К., Морозова Т.В. СНЫ И ПРОРОЧЕСТВА В ПОВЕСТИ КРИСТЫ ВОЛЬФ «КАССАНДРА» // Вестник науки №6 (75) том 2. С. 1197 - 1199. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/15665 (дата обращения: 16.05.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*