'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (15) том 2
  4. Научная статья № 6

Просмотры  113 просмотров

Кушнарев А.Б., Гришин Д.А.

  


ВОПРОСЫ ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены вопросы, связанные с декриминализацией преступлений экономической направленности. Автор анализирует причины возникновения необходимости внесения поправок в уголовный кодекс, проводит параллель между сложившейся экономической ситуацией в стране и потребность приведения законодательства в соответствие. Также изложены доводы, была ли эта мера вынужденной или все-таки закономерностью   

Ключевые слова:
преступления в сфере экономики, декриминализация, мошенничество, гражданское законодательство, законотворчество   


Криминализация и декриминализация того или иного деяния напрямую зависят от политики, проводимой государством в сфере уголовной политики. Если быть кратким, то в данном понятии определяется тактика и стратегия борьбы с преступностью. В настоящее время ситуация в экономики страны такова, что практически невозможно проследить ту тонкую грань между преступным деянием и нарушениями в сфере гражданских правоотношений. Учитывая, что одним из принципов уголовного права является презумпция невиновности, то декриминализация целого ряда преступлений, по мнению юристов, в сфере экономических отношений выглядит весьма логичным. Долгое время официальная доктрина требовала, чтобы в деятельность субъектов экономики как можно меньше вмешивалось государство, что привело к анархии и правовому беспределу. Многие хозяйствующие субъекты просто не смогли справиться с переходом от жесткой плановой экономики к свободным рыночным отношениям. Появились и получили повсеместное распространение финансовые пирамиды и иные способы «отметания» у граждан их сбережений. Раскрывать подобные преступления было очень сложно по целому ряду причини. Во-первых, преступления в сфере экономики носят скрытый характер и их выявить очень непросто. Во-вторых, очень многие потерпевшие редко обращаются в правоохранительные органы, следовательно, невозможно раскрыть то, о чем неизвестно априори. В-третьих, на тот момент просто отсутствовали специалисты, способные грамотно и качественно провести расследование по преступлениям в сфере экономики. И, наконец, большинство злоупотреблений, затрагивающих интересы общества и простых граждан, совершались элитой, близкими к власти кругами, следовательно, их деяния не становились предметом уголовного преследования. Ужесточение законодательства в сфере экономики произошло в 2012 году, когда были введены новые статьи, предусматривающие ответственность в различных отраслях (мошенничество в сфере экономики, мошенничество в сфере кредитования, мошенничество в сфере предпринимательской деятельности и т.д.) Однако в ноябре 2018 года президент Владимир Путин фактически расширил институт деятельного раскаяния. Он внес в Госдуму законопроект, который вносит поправки, расширяющие список экономических статей Уголовного кодекса, по которым, лицо освобождается от уголовной ответственности, при соблюдении определённых условий, так «Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа прекращает уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного статьями 198 - 199.1, 199.3, 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, при наличии оснований, предусмотренных статьями 24 и 27 настоящего Кодекса или частью первой статьи 76.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, в случае, если до назначения судебного заседания ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме». Здесь речь ведется в первую очередь о неквалифицированном мошенничестве, которое касается сферы социальных выплат, кредитования и растраты без отягчающих обстоятельств. Эти поправки коснутся примерно 8000 человек в год, при условии, что в суд будет направлено порядка 4000 уголовных дел за определённый период. Данная цифра взята из статистической отчетности о количестве направленных в суд дел экономической направленности за первое полугодие 2018 года. Надо добавить, что за год к уголовной ответственности по таким делам привлекается порядка 35000 человек. Как уже говорилось выше, уголовная политика, которую проводит государство, должна быть адекватной. Поэтому принятые президентские поправки были направлены на борьбу с таким явлением, как декриминализация экономической деятельности. Кроме того, закон предоставил ряд дополнительных «смягчающих» обстоятельств, которые не были предусмотрены ранее. Так, в разряд частнопубличных были переведены составы, которые редко применялись на практике (в суде за год рассмотрено не более 400 дел по всей стране). Также от уголовной ответственности стали освобождать работодателей, которые были уличены в невыплате заработной платы, но впоследствии выплатил ее в течение двух месяцев с момента возбуждения уголовного дела. По данным статистики таких дел было менее 300 за весь 2018 год. Итак, всё-таки декриминализация преступлений экономической направленности – это сложившаяся под влиянием экономической ситуации в стране необходимость или же логическое завершение очередной попытки реформирования уголовной системы страны? Нужно отметить, что до сих пор используется принцип отдельной защиты для преступлений экономической направленности вместо смягчения ответственности для всех преступлений, не связанных с применением насилия. Есть интересная деталь. Решение об экономической направленности того или иного преступления принимается лицами ведущими следствие по уголовному делу или осуществляющими доследственную проверку (оперативное сопровождение). Компетентность этих сотрудников в последнее время вызывает сомнение. Также правоохранительные органы в угоду себе трактуют некоторые квалифицирующие признаки, как, например, «группа лиц по предварительному сговору». Все дело в том, что действия, которые по факту являются простым неисполнением гражданских или трудовых обязательств, но квалифицируются российским Уголовным кодексом как преступления, практически никогда не совершаются в одиночку. Таким образом, этот квалифицирующий признак может быть применен практически ко всем преступлениям, переводя их в разряд тяжких или особо тяжких.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Кушнарев А.Б., Гришин Д.А. ВОПРОСЫ ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ // Вестник науки №6 (15) том 2. С. 41 - 46. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1570 (дата обращения: 02.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1570



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.