'
Мирошников В.В.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ ОРГАНОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА *
Аннотация:
в статье рассмотрены основные два типа пожарных проверок: плановые и внеплановые, проанализированы основные их отличия и схожие черты. Особое внимание уделяется формированию нормативно – правового обеспечения и действующим стандартам разработки, организации и выполнения проверок государственным пожарным надзором МЧС России.
Ключевые слова:
плановая проверка, внеплановая проверка, инструкция безопасности, административная ответственность, уголовная ответственность
В деятельности государственного пожарного надзора МЧС России применяются два основных вида проверок: плановые и внеплановые.Проверки, осуществляемые в соответствии с планом (графиком), проводятся инспектором государственного пожарного надзора на объекте защиты с проведением осмотра на месте и исследованием документов в области пожарной безопасности объекта. При проведении плановой проверки инспектором государственного пожарного надзора исследованию подлежат следующие документы: правоустанавливающие и учредительные документы на объект защиты, договора на аренды территории, зданий, документы распорядительного характера касаемо назначения ответственных лиц и утверждения инструкций по пожарной безопасности объекта, обучения сотрудников в области пожарной безопасности, сведения об административных правонарушениях, вынесенных ранее предостережений и предписаний, техническая документация на системы противопожарной защиты и средства пожаротушения с актами проверок и испытаний, документация связанная с электро и водоснабжением, лицензия юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности, сертификаты соответствия (декларации соответствия) на выпускаемую и (или) реализуемую продукцию [1].Основанием для проведения проверки является распоряжения о проведении плановой (внеплановой) проверки вынесенное органом ГПН. Распоряжение о проведении проверки направляется одни из следующих способов: направление распоряжения на электронную почту, заказным письмом с уведомлением, направление через ЕПГУ, вручение нарочно, при этом следует отметить, что обязательным условием является наличие сведений подтверждающих получение.Внеплановые проверки выполняются в том же порядке, как и плановые проверки. Данные проверки осуществляются при наличии следующих обстоятельств:- для обеспечения качественного контроля (мониторинга, отслеживания) за выполнением предписаний, распоряжений, полученных ранее,- на основании санкции прокуратуры при событиях, привлекших общественность, на предприятиях аналогичной сферы бизнеса, деятельности,- в соответствии с официальной жалобой, направленной в ведомство МЧС [3].В большинстве случаев администрацию предприятия информируют за день до проведения внеплановой (чрезвычайной) пожарной проверки. Но в то же время при наличии значительного риска наступления пожарной ситуации, проверка может осуществляться без предупреждения.Важнейшим аспектом, формирующим нормативно – правовую основу для проведения пожарных проверок, можно назвать введение в 2020 году моратория на осуществление плановых (систематических) проверок на субъектах малого и среднего бизнеса, на данный момент срок его действия продлён до 2030 года.Плановые пожарные проверки не могут проводится в отношении субъектов предпринимательской деятельности, а также предприятий (фирм), отвечающих следующим требованиям: численность сотрудников до 100 работников, объем годовой прибыли не превышает 800 миллионов рублей, удельный вес вовлечения капитала в уставной фонд других компаний не больше 25% (если инвестиции в российскую государственную компанию), и не может превышать 49%, если организация является зарубежной [2].1 июля 2021 года были введены типы контрольно – профилактических мер, осуществляемые во время выполнения плановых и внеплановых проверок. Сотрудники государственного пожарного надзора применяют при организации и реализации пожарных проверок риск – ориентированную концепцию: при высоком уровне риска плановые проверки осуществляются чаще, при этом в соответствии со стандартами называют шесть типов риска.Одной из важнейших полномочий пожарного инспектора является возможность изменения типа пожарного риска. Кроме того, может применяться детализированный подход, то есть раньше риск определялся для отдельных категорий помещений и зданий, сейчас же уровень пожарного риска определяется для каждого обособленного цеха, участка, рабочего места. Изменение типа пожарного риска предусматривает проведение с большей частотой пожарных проверок. В том случае, когда во время пожарной проверки обнаруживаются различные отклонения, нарушения, то субъекта бизнеса могут привлечь к разным формам юридической ответственности.Как правило, практически всегда при выявлении нарушений злоумышленнику назначаются различные меры административной ответственности, при этом список штрафных санкций отмечен правовыми нормами и положениями статьи 20/4 действующего КоАП РФ [1]. Наиболее частыми нарушениями в области пожарной безопасности являются:- загромождение проходов, например: хранение посторонних предметов на путях эвакуации и лестничных клетках, закрытые на ключ двери эвакуационных выходов,- несоответствие установок пожаротушения и сигнализации действующим требованиям,- непрохождение обучения в области пожарной безопасности сотрудников и руководителей предприятия,- отсутствие систем оповещения и пожарной автоматики,- несоответствие путей эвакуации требованиям противопожарных норм,- нарушение правил эксплуатации электросетей и электрооборудования [5].Результаты проведения проверки оформляются в акте проверки, при этом все сведения об основаниях, ходе и результате проверки подлежат внесению в ИС «КНД МЧС России» и ФГИС «ЕРП», при этом это является обязательным требованием при осуществлении государственного пожарного надзора, а также является средством для осуществления прозрачности в деятельности органов государственной власти.
Номер журнала Вестник науки №6 (75) том 2
Ссылка для цитирования:
Мирошников В.В. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ ОРГАНОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА // Вестник науки №6 (75) том 2. С. 1895 - 1899. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/15775 (дата обращения: 23.05.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*