'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (15) том 2
  4. Научная статья № 18

Просмотры  127 просмотров

Абишева С.Д., Есімгалиева М.С.

  


ПРИРОДА В РАССКАЗЕ «ДЕДУШКА» ФАЗИЛЯ ИСКАНДЕРА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ *

  


Аннотация:
в данной статье предпринята попытка раскрыть роль описания природы в рассказе «Дедушка» и отношение главного героя к природе   

Ключевые слова:
рассказ, природа, рассказ-притча, любовь к природе, нравственность, национальный характер   


О том, что человек и природа связаны неразрывными нитями, писали и говорили многие классики и это истина актуальна и сейчас. Союз между национальным характером и образом жизни человека, природой, среди которой он живет, очевиден. Описание картины природы неразрывно связано с жизнью героев, их настроением и внутренними переживаниями. Пейзажи Фазиля Искандера несут в себе психологическую и эмоциональную нагрузку. С помощью описания природы, автор раскрывает внутреннюю суть своих героев. Не менее важно для понимания художественной концепции мира Искандера выявить отношение его героев к природе. «Чтобы дети полюбили и поняли природу, надо одушевить для них весь мир и всю природу, заставить говорить языком любви и жизни и немой камень, и полевую былинку, и журчащий ручей, и тихо веющий ветерок, и порхающую по цветам бабочку...» Пейзажи в рассказе «Дедушка» Фазиля Искандера - не просто мастерски написанное поле для происходящего события, не только средство создания национального колорита и даже не прием изображения психологического состояния персонажа. Отношение к природе у героев Фазиля Искандера различно. В простом, естественном и неразрывном слиянии с миром природы живут лишь его старики. Причастность ко всему живому бессознательно входит в их нравственное мироощущение. Для молодых природа - лишь фон всего того, что происходит вокруг них. Они не уделяют ей должного внимания. Их существование уже иное, по сравнению с взрослыми, которые провели большую часть своей жизнь в единении с природой, благодаря ее за все блага, которые она дарует человеку. Писатель, делая природу одним из участников действа, погружает читателей в эпос национальной жизни, возвращает к неспешному ритму органичного существования, национальной жизни. Природа входит органической частью в понятие «Родина». Пейзаж закономерно становится своеобразным портретом родины, а единение с природой свидетельствует о близости того или иного персонажа к народу. Искандер в рассказе «Дедушка» раскрывает естественную связь человека, крестьянина с природой. Автор с теплотой и любовью воспроизводит мощные серебряные стволы буков, редкие кряжистые каштаны. ... Воздух леса пронизан беспрерывным щебетом птиц. ... Иногда со стороны моря доносится какой-то случайный порыв ветра, и тогда тени на земле дробятся, расходятся, между ними пробегают солнечные пятна, а птичий щебет усиливается, словно порыв ветра стряхивает его с дерева, как дождики». Повествование ведется от первого лица, от лица мальчика, не осознающего и не понимающего красоты природы. Он признается: «... все это мне скучно, неинтересно. Я стою и жду дедушку». И это не удивительно. Городскому жителю, кем и является мальчик, трудно воспринимать то, что для жителя села, деревни является частью жизни. В этом рассказе, как и в ряде других, молодому человеку дается неназидательный урок нравственности. Он видит, как упорно и спокойно, не злясь и не гневаясь, по-крестьянски, справляется дедушка с густыми плетями ежевики, мешающими добраться до орешника. Юный герой не понимает, что не будь таких, как его дедушка, авторитетных и важных, ощущающих связь с прошлым, следующих обычаям и традициям людей, то молодое поколение лишится будущего. Преемственность поколений исчезнет. История семьи, рода, нации прервется. Человек не должен терять связь с землей, с природой. Нравственность повседневного труда на земле и естественное восприятие красоты мира связаны воедино. Природа выступает, как нечто вечное, непоколебимое, в противовес человеческому смертному существованию. Фазиль Искандер раскрывает способность человека к тонкому восприятию прекрасного в природе, в жизни, любовь к родине. А горы, встающие на горизонте могучим стражем тишины, защищают и берегут человека, являют собой ощутимую границу бытия. Идея жизни и гармонии доминирует в горном пейзаже. Трудно переоценить урок этого дня для формирования нравственного сознания мальчика. Он причащается к истории, к жизни рода, к обычаям предков, к жизни своего народа. Искандер использует излюбленный художественный прием - анализ психологического состояния городского ребенка, представителя другого, «цивилизованного» мира, которому мудрость предшествующих поколений помогает восстановить едва ли не прервавшиеся связи с природой. Тема единства человека с природой, гармония этой целостности, необходимость осознавать органичность природных и социальных связей в окружающем мире - основная философская мысль, которая проходит через многие произведения Фазиля Искандера и, в частности, рассказ «Дедушка»; утрата этой воистину космической связи, более всего беспокоит писателя. Как видим, Фазиль Искандер огромное внимание уделяет детским образам, формированию и становлению характеров молодых героев. Повести и рассказы о Чике и его друзьях складываются в единую книгу, своеобразный искандеровский роман о детстве. Основная тема цикла рассказов о детях - это раскрытие души ребенка в процессе познания мира. Именно в детстве Фазиль Искандер находит нерастраченный запас добра и энергии. Радость и счастье детства, беззаботность и чистота — это и есть нормальное эмоциональное состояние человека. Тема детства важна в понимании писателя тем, что связана с чистотой, искренностью, нетерпимостью к фальши.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Абишева С.Д., Есімгалиева М.С. ПРИРОДА В РАССКАЗЕ «ДЕДУШКА» ФАЗИЛЯ ИСКАНДЕРА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ // Вестник науки №6 (15) том 2. С. 100 - 103. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1590 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1590



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.