'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (15) том 2
  4. Научная статья № 19

Просмотры  198 просмотров

Амосов Н.В.

  


ТЕМА СУДЬБЫ И РОКА В ЛИТЕРАТУРЕ ЖАНРА УЖАСОВ(НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗА Г.Ф. ЛАВКРАФТА «КАРАЮЩИЙ РОК НАД САРНАТОМ») *

  


Аннотация:
данная статья рассматривает тему судьбы и рока, представленную в жанре "лавкрафтовских ужасов". Сделана попытка проанализировать стилистическое наполнение художественного текста с целью выявить закономерности и особенности представления автором столь специфической темы. Представленный рассказ, тем не менее, является достаточно специфичным для прозы автора, поскольку находится на стыке жанров, и таким образом представляет повышенный интерес для анализа   

Ключевые слова:
стилистические единицы, судьба, рок, литература ужасов   


На протяжении всей своей истории человек интересовался неизведанным, пленяясь атмосферой загадочности, пятаясь заглянуть за невидимую грань, отделяющую рациональное от иррационального, и тщась в эфемерных плоскостях фантазии отыскать ответы на извечные вопросы о смысле бытия и своем месте в мире. Несомненно, тайнственность, окружающая неведомомые реалии, дает своеобразное пространство для додумывания, поиска, домысливания, которые, усиленные потенциалом творческого ума ищущего, вдохновленного человека, способны находить невероятные, зачастую гротескные формы в искусстве, в частности, в литературе. Тяга к истине может завести в разные сферы бытия, порой самые мрачные. И ищущий во тьме своей целью уже не ставит нахождение света. Зачастую сам процесс является куда более завораживающим и прекрасным, чем его результат, и преклонение перед необъяснимым и непостижимым для примитивного ума смертных открывает путь в миры, где страх правит бал и ужас является источником познания и одновременно смиряет перед лицом неизбежности с ее гротескными формами, абсолютной вершиной которой является беспредельный хаос. Таков жанр так называемых "лавкрафтовских ужасов", выделяемый как отдельный поджанр большого пласта литературы ужасов и обязанный своим названием американскому писателю Говарду Филлипсу Лавкрафту. Хотя литература ужасов сама по себе берет истоки задолго до начала творческого пути американского фантаста (роман "Монах", относящийся к готической литературе, девятнадцатилетнего М.Г. Льюиса датируется 1797 годом [5, 2017], "Франкенштейн, или Новый Прометей" М. Шелли - 1818-м, "Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда" Р.Л. Стивенсона - 1886-м), современный интерес к жанру "ужастиков" подпитывается в большей степени именно Лавкрафтом. Не в последнюю очередь это связано с популяризацией персонажей американского автора, таких как Ктулху, Азатот, Ньярлатотеп, Шуб-Ниггурат (последняя даже является главным антагонистом культовой игры Quake 1 от ID-Software). По мнению автора, тому причиной может быть способность писателя создать неповторимую, завораживающую атмосферу, в которой центральную роль играет непознанное, силой и источниками которого являются с одной стороны животный страх, представляющийся основным признаком человеческой природы, а с другой - хаос, в своей необъятности живописующий образ рокового и необоримого начала. Свою роль играет и скрупулезная проработанность персонажей и образов, что выявляет в Лавкрафте мастера-описателя, трепетно относящегося к деталям. Не стоит также забывать и о стремлении молодежи выделиться и толпы, а Лавкрафт с его заумными описаниями аутентичных миров имеет такую "изюминку", заставляя и своего читателя почувствовать и себя эксклюзивным. Говард Филлипс Лавкрафт родился в Провиденсе, штат Род-Айленд, в котором и провел большую часть своей жизни. Начал писать фантастические рассказы еще в отрочестве, был известен как поэт ("Грибы Юггота"). Вел обширную переписку с коллегами по цеху. Среди его корреспондентов были не менее известные Роберт Блох, Роберт Говард (автор цикла произведений о Конане-варваре, экранизированном впервые в 1982 году и перезапущенном в 2011 с Арнольдом Шварценеггером и Джейсоном Момоа, соответственно). При жизни достаточного признания произведения Лавкрафта не получили, и он вел весьма скромный образ жизни. Умер писатель в 1937 году. В данной работе будет сделана попытка продемонстрировать, какими стилистическими средствами автор добивается такого уникального своеобразия своего повествования, создает неповторимую, присущую только ему атмосферу загадочности в своих произведениях. Однако если речь идет о литературном произведении, анализировать его следует на языковом уровне. Неслучайно И.В. Арнольд по этому поводу замечает: "Лингвистический анализ выявляет взаимодействие и единство содержания и выражающих его языковых средств" [1, 2009]. В то же время должно проявить определенную долю деликатности, осторожности в разборе литературного произведения, чтобы не низвести его до банального анатомического анализа. И с этим снова солидарна И.В. Арнольд: "Анализировать литературный текст можно только с учетом его лингвистической основы и вместе с тем как произведение искусства, не смешивая с фактами действительности, которые в тексте представлены" [там же]. Действительно очень важно - и это, вне всяких сомнений, приобретает особенную актуальность при разборе произведений Г.Ф. Лавкрафта - сохранить дуалистический подход к рассмотрению языка автора: с одной стороны выявить характерные и знаковые стилистические приемы, с другой - не потерять целостность произведения, сохранить связи между его элементами, которые могут иметь подчас определяющее значение. Рассказ Лавкрафта "Карающий рок над Сарнатом", входящий в "Цикл снов", был написан им в 1919 году и опубликован в журнале "The Scot" чуть позже. Рассказ повествует о гибели города Сарната по воле высших сил, и он напоминает по своей композиции средневековую легенду, в которой можно усмотреть сходство, например, с историей про гамельнского крысолова. В обоих историях присутствует элемент наказания за определенное преступление: в средневековой легенде - за отказ от данного обещания, в в рассказе - за геноцид и разрушения. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Амосов Н.В. ТЕМА СУДЬБЫ И РОКА В ЛИТЕРАТУРЕ ЖАНРА УЖАСОВ(НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗА Г.Ф. ЛАВКРАФТА «КАРАЮЩИЙ РОК НАД САРНАТОМ») // Вестник науки №6 (15) том 2. С. 104 - 111. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1591 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1591



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.