'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (15) том 2
  4. Научная статья № 23

Просмотры  115 просмотров

Гадаева П.И.

  


БИОЭТИКА. ВОПРОС ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВРАЧА И ПАЦИЕНТА *

  


Аннотация:
в скором времени, в ходе научно-технического прогресса, может пропасть потребность во врачах. Может ли искусственный интеллект полностью заменить настоящего человека?   

Ключевые слова:
биоэтика, врач, образ врача, профессиональная коммуникация   


На протяжении веков отношения между врачом и пациентом остаются одним из важнейших аспектов медицины. В современном мире технологии постепенно заменяют многие отрасли общественной жизни, в том числе и в медицинской сфере. В связи с этим, большое количество врачей, общественных деятелей, учёных обсуждают данный вопрос, вызывающий множество споров. С одной стороны, считается, что прогресс всегда во благо: применение роботизированной техники помогает в проведении диагностики и операций, помогает достичь максимально успешных результатов. Роботы в скором будущем, скорее всего, полностью заменят хирургов, а консультации и лечение больных будут проводиться дистанционно, без участия специалистов, что уже не кажется новшеством в наши дни. Отсюда вытекает противоположная точка зрения: врач необходим. Как человека может лечить «бездушная машина»? Многие врачи и общественные деятели бьют тревогу, так как не хотят принимать тот факт, что искусственный интеллект может полностью заменить людей. Так неужели действительно в скором времени потребность в работе врача исчезнет? Ответ на этот вопрос ищут многие авторы. Сейчас выпускается огромное количество книг, в которых настоящие врачи описывают свой жизненный опыт, рассказывают об интересных случаях, с которыми им приходилось сталкиваться на практике. Однако главное в этих книгах – то, как врачи общаются со своими пациентами. Эти книги выходят огромными тиражами и моментально становятся бестселлерами. Почему? Возможно потому, что это пишут реальные люди о своем личном опыте, они делятся своими переживаниями, пускают к себе в душу и дают читателю понять, что чувствует врач, когда необходимо подобрать нужные слова для пациента и его родственников, что значит для него осознание совершенной ошибки и какого это – постоянно чувствовать ответственность за чужую жизнь. Пациенты зачастую представляют врачей всемогущими, не имеющими права на ошибку, и, поэтому, людям, не имеющим отношения к медицине, интересно узнать, что происходит у врача в мыслях и в душе на самом деле. И здесь им открывается нечто совершенно новое: «врачи погружены в море человеческих эмоций, хоть и не показывают их пациентам. Они в большинстве своем вовсе не холодны: им приходится адаптироваться к грузу человеческих страданий». Как пишет Гэвин Фрэнсис в своей книге «Путешествие хирурга по телу человека», подводя итог в разделе психиатрии – «в припадках нет ничего священного, но вот в отношениях между врачом и пациентом – есть» [1, c. 39]. Проблема внедрения технологий в жизнь социума должна решаться с учетом возможных последствий, чтобы пациент всегда оставался в центре внимания специалистов, тогда человеческие качества врача в совокупности с применением техники при диагностике и лечении значительно повысит качество медицинского обслуживания. На фоне этой теории появилась и стала активно развиваться такая наука, как биоэтика. «Биоэтика, возникнув в 60-е гг. XX века в США как форма морализации науки вообще, но в частности биомедицины, в 80-е годы XX века получила широкое распространение в Европе, а в 90-е – и в России. Предметом биоэтики, как интегративной междисциплинарной области знаний, стали проблемы комплексного биомедицинского исследования роли и значения естественной земной жизни в судьбе всего человечества и философского осмысления творческо-созидательной деятельности людей. Особой сферой в научном исследовании жизни стало философское осознание предельных границ этико-правовых составляющих научной деятельности человека в разных ее проявлениях» [2, с. 140]. К числу наиболее значимых морально-нравственных ценностей в медицинской практике и закреплённых в биоэтике относятся: долг и честь ученого и врача, сохранение достоинства пациента, страдание и сострадание, свобода выбора и ответственность. В наши дни с данными понятиями связывают право на риск и на возможность врачебной ошибки. Наиболее важными составляющими биоэтики стали гуманитарные знания, гуманистические идеалы и ценности в жизни и деятельности человека. Это обусловлено тем, что гуманистическая составляющая биоэтики связана с идеалом организации социально справедливой и высоконравственной жизни людей. Гуманистический концепт сохранения жизни и здоровья людей уже по своему определению человечен. Однако, неся в себе философский смысл сохранения достоинства личности, полностью не может совпадать с понятием «гуманность». Понятия гуманитарности и гуманности несут в себе достаточно разные смысловые нагрузки. Гуманность подразумевает качества, присущие человеку от рождения – это умение жалеть, сострадать и оберегать. Гуманность также исторически рассматривается как «мировоззрение, согласно которому человек является высшей ценностью» [2, с. 158]. В данном контексте затрагиваются понятия чести, справедливости, доброты, сострадания. В жизни гуманность проявляется в спасении человека, восстановлении его физического и психического здоровья, формировании и сохранении чувства собственного достоинства.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Гадаева П.И. БИОЭТИКА. ВОПРОС ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВРАЧА И ПАЦИЕНТА // Вестник науки №6 (15) том 2. С. 131 - 134. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1595 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1595



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.