'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (75) том 3
  4. Научная статья № 119

Просмотры  245 просмотров

Мелкова А.А.

  


НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЧРЕЗМЕРНОЙ УВЛЕЧЕННОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме – влиянию увлеченности компьютерными играми на развитие и психосоциальное благополучие детей младшего школьного возраста. В работе на основе обзора результатов современных исследований показано, что проведение за играми длительного времени оказывает негативное воздействие на когнитивные функции детей (внимание, память), их эмоциональную сферу (повышенная тревожность, склонность к депрессивным состояниям) и коммуникативные навыки. Особое внимание уделено проблемам общения геймеров со сверстниками, родителями, педагогами. Также затрагиваются трудности самовыражения таких детей. В заключительной части сформулированы практические рекомендации для родителей по ограничению времени игр, контролю за контентом и стимулированию оффлайн общения. Подчеркивается необходимость дальнейшего комплексного изучения проблемы для разработки эффективных мер профилактики и коррекции.   

Ключевые слова:
негативные последствия, зависимость, компьютерные игры, дети, младший возраст, школьный возраст   


Введение. В последние годы значительно выросла популярность компьютерных игр среди детей, включая детей младшего школьного возраста [7, 9, 14]. Многие эксперты отмечают, что чрезмерная увлеченность компьютерными играми может перерастать в компьютерную игровую зависимость, опасность которой связывают негативное влияние на когнитивное, эмоциональное и социальное развитие детей [1, 15].Избыточное время, проводимое детьми младшего школьного возраста за компьютерными играми, влияет на различные сферы развития, включая когнитивную сферу, психоэмоциональное состояние и сферу общения. Большую озабоченность вызывает такое влияние на формирование коммуникативных навыков. Так, исследования показывают, что избыточное время, проводимое за компьютерными играми, может привести к проблемам в общении детей со сверстниками, родителями и учителями [1,5]. Влияние на сферу общения включает в себя проблемы общения со сверстниками и родителями, с учителями, проблемы самовыражения, неуверенности в себе.Цель данного обзора – рассмотреть основные негативные последствия проблемного использования компьютерных игр с точки зрения развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.Влияние компьютерных игр на когнитивную сферу детей.Ряд исследований показал, что проблемное использование компьютерных игр может негативно сказаться на когнитивном развитии детей младшего школьного возраста.Испытуемые из этой группы хуже справлялись с заданиями, требующими длительной концентрации внимания.Похожие результаты были получены в исследовании Burleigh T.L. et al. (2018), которое продемонстрировало связь между избыточным количеством времени, проведенным за играми, и проблемами с переключением и распределением внимания [12].Результаты проведенных исследований дают основание утверждать, что компьютерная игровая зависимость негативно влияет на различные аспекты памяти, включая хранение и удержание информации [11]. В частности, дети с высокой вовлеченностью в компьютерные игры показали более низкие результаты в тестах на словарный запас и зрительную память.Таким образом, имеющиеся на сегодняшний день данные свидетельствуют о том, что избыточное время, проводимое за компьютерными играми, может негативно влиять на когнитивную сферу детей младшего школьного возраста, приводя к проблемам с вниманием и памятью. Это может привести к снижению успеваемости и трудностям в освоении школьной программы.Проблемы в общении ребенка с учителем.Ряд авторов (Ахутина и др., 2018, Королева Т. П., 2019, Муровец В. О., 2019, Микляева А. В., 2021) установили связь между компьютерной игровой зависимостью и низкой успеваемостью, в том числе из-за проблем в общении ученика с учителем [1, 4, 5, 6]. Таким детям сложно концентрироваться на объяснении материала, они практически не задают вопросов. Зачастую учителя их считают пассивными, немотивированными и мешающими обучению.Влияние на психоэмоциональное состояние.В работах других авторов приведены основания для вывода о связи между избыточным временем, проводимым за компьютерными играми, и различными нарушениями психоэмоционального состояния детей младшего школьного возраста.В частности, Burleigh T.L. et al. (2018) и Subramaniapillai M. (2022) показали, что проблемное использование компьютерных игр связано с повышенной тревожностью [12, 22] у детей, которые играли в игры более двух часов в день. У них наблюдались более высокие показатели тревожности в социальных ситуациях, а также более высокие показатели общей тревожности.Аналогичные результаты были получены в длительном исследовании Marino C. et al. (2018), где компьютерная игровая зависимость предвещала более высокий уровень тревожности, депрессии и более низкую самооценку в течение двух лет [16].Кроме того, в ряде исследований была обнаружена связь между использованием компьютерных игр детьми младшего школьного возраста и симптомами депрессии, включая подавленное настроение, потерю интереса к занятиям, нарушения сна и аппетита [3, 6].Таким образом, имеющиеся данные свидетельствуют о том, что избыточное время, проводимое за компьютерными играми, может оказывать негативное влияние на психологическое благополучие детей младшего школьного возраста и повышать риск развития у них тревожных расстройств и депрессии.Избыточное время, проводимое за компьютерными играми, ограничивает живое общение детей со сверстниками, что приводит к трудностям в самораскрытии и развитии навыков конструктивного самовыражения (Ahutina et al., 2010). Кроме того, по данным исследования Starcevic V. et al. (2020), Subramaniapillai M. (2022), для детей младшего возраста, чрезмерно увлекающихся играми, характерны низкая уверенность в себе, избегание публичных выступлений и низкий уровень спонтанности [19, 22].Проблемы в общении со сверстниками.Проблемное использование компьютерных игр может привести у детей младшего школьного возраста к проблемам в общении со сверстниками.По результатам исследования Ахутиной Т.В. и Пылаевой Н.М. (2018), дети, которым нравятся компьютерные игры, чаще жалуются на трудности в общении с одноклассниками [1]. Они реже участвуют в групповых играх на переменах, предпочитают одиночество и проявляют меньшую спонтанность в общении [3, 5].Похожие результаты были получены зарубежными авторами (Anderson E.L. et al., 2019). Дети, которые уделяют компьютерным играм избыточное время, реже оценивались сверстниками как товарищи по играм и были для них менее популярны. Кроме того, у таких детей были хуже развиты координация и навыки работы в группе [9, 13].Таким образом, компьютерная игровая зависимость может ограничивать живое взаимодействие со сверстниками, препятствуя приобретению коммуникативного опыта и формированию социальных навыков, важных для успешной адаптации детей.Проблемы общения с родителями.По данным ряда исследований (Ахутина Т. В. и др., 2018, Smahelova M. Et al., 2018), проблемное использование компьютерных игр может создавать проблемы во взаимодействии между детьми младшего школьного возраста и их родителями [1, 18]. Родители часто жалуются, что общение в семье сводится к минимуму из-за того, что их дети постоянно проводят длительное время за компьютерными играми. Дети реже делятся с родителями своими мыслями и переживаниями и проявляют меньше интереса к семейным делам. Кроме того, при ограничении родителями времени для игр между ними возникают конфликты.Рекомендации для родителей.Учитывая негативное влияние проблемного использования компьютерных игр на психосоциальное развитие детей младшего школьного возраста, родителям настоятельно рекомендуется ограничивать количество времени, которое их дети проводят за компьютерными играми. Специалисты (Ахутина Т.В. и др., 2018) предлагают следующие рекомендации: для детей 7-8 лет: не более 1 часа в будние дни и 1,5 часа в выходные, для детей 9-10 лет – не более 1,5 часа и 2 часов соответственно [1, 17]. Также важно контролировать содержание игр, запрещая агрессивные или несоответствующие возрасту игры и отдавая предпочтение обучающим и развивающим играм [7, 9, 14]. Родителям следует поощрять занятия вне дома, такие как спорт, хобби, общение с друзьями [2, 8]. Однако при этом важен и пример родителей. Важно поддерживать общение семьи и совместную деятельность с ребенком, а также интересоваться ребенком, его чувствами и мыслями [2, 8].Выполнение этих рекомендаций может нивелировать риски избыточного времени, проводимого за компьютерными играми, и сбалансировать психоэмоциональное развитие ребенка.Заключение.В проведенном анализе было выявлено, что чрезмерное увлечение компьютерными играми представляет серьезную проблему для психосоциального благополучия и коммуникативного развития детей младшего школьного возраста. Множество отечественных и международных исследований показали, что избыточное время, проводимое за компьютерными играми, негативно влияет на развитие детей в когнитивной сфере, их эмоциональное состояние и коммуникативные навыки. В частности, это может привести к ухудшению способности к конструктивному общению со сверстниками, родителями и учителями [1, 9, 14].Учитывая масштаб проблемы в современном обществе, очевидно, что необходимо проведение дальнейших исследований феномена компьютерной игровой зависимости и разработка эффективных стратегий ее профилактики и коррекции с привлечением семьи и школы. Только комплексный подход, включающий разумное ограничение времени, проводимого за компьютерными играми, контроль содержания игр, развитие альтернативных интересов и родительскую поддержку, может гарантировать гармоничное развитие личности ребенка в современных условиях.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (75) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Мелкова А.А. НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЧРЕЗМЕРНОЙ УВЛЕЧЕННОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №6 (75) том 3. С. 815 - 823. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/15988 (дата обращения: 16.05.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/15988



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.