'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (15) том 2
  4. Научная статья № 27

Просмотры  101 просмотров

Капанина М.А.

  


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯСОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ *

  


Аннотация:
в данной статье раскрываются теоретические основы развития социальнопсихологических компетенций и их компоненты. Описываются способности и качества, социальнопсихологических компетенций. Оцениваются компетентные мнения по данному вопросу. Рассматриваются способы развития социально-психологических компетенций. Анализируются особенности социально-психологических компетенций студентов   

Ключевые слова:
социально-психологические компетенции, коммуникативные способности личности, социально-психологические компетенции студентов, способы поведения, профессиональная компетентность   


Молодой человек 21 века, для успешности, личностной комфортности, удачи в профессии и благополучия во всех сферах жизнедеятельности должен обладать необходимыми качествами (компетенциями), которые входят в состав социальнопсихологических компетенций. Высшие учебные заведения постоянно поднимают планку и создают условия для формирования и развития социально-психологических компетенций, чтобы выпускать высококвалифицированных специалистов. Вузы отталкиваются от запросов, которые им делают работодатели. Они требуют от выпускников не только квалифицированности, но и обладаниями ключевыми социально-психологическими компетенциями, потому что хороший работник не должен ограничиваться лишь только своими должностными обязанностями, им нужны мобильные, умеющие подстраиваться под ситуацию - специалисты. Мнение работодателей и профессионального сообщества нашло отражение в новом поколении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, особенно в части определения состава общекультурных компетенций выпускника вуза. Исследователи (С.З. Гончаров, Г.Э. Белицкая, А. Н. Краснокуцкая, А.А. Демчук, А.Ю. Петров, Т.И. Самсонова, С.С. Бахтеева) предлагают разные определения, перечни и классификации компетенций, они могут отличаться с точки зрения терминологии, номенклатуры и количества, но все так или иначе включают социальнопсихологические компетенции. Это подтверждается многими факторами, помимо профессии работник имеет и другие социальные статусы. Например: инженер на работе, дома отец и муж, в спортивном зале - баскетболист, друг и т.д. Такие статусы очень важны для становления личности. Понятием, которое фиксирует соответствие ценностей и знаний, способностей и умений субъекта его реальному социальному статусу, согласно должному уровню культуры, нравственности и права, являются социальнопсихологические компетенции. Изучив различные аспекты социально-психологических компетенций с точки зрения философа, С.З. Гончаров дает глубокое и развернутое определение социальнопсихологических компетенций: «Социально-психологические компетенции включают в себя, социальные качества личности, включают в свой состав ясное ценностное понимание социальной действительности, конкретное социальное знание как руководство к действию, субъектную способность к самоопределению, самоуправлению и нормотворчеству, умение осуществлять социальные технологии в главных сферах жизнедеятельности (в системе социальных институтов, норм и отношений) согласно должному уровню культуры, нравственности и права»[1]. В понимании Г.Э. Белицкой, социально-психологические компетенции это: «Характеристики личности, достигшей высшего уровня осознания социальных проблем и способов взаимодействия с обществом, когда субъектная позиция каждой из сторон становится результатом проблематизации социального мышления личности» [2]. В профессиональной деятельности социально-психологические компетенции проявляются, как способность успешно взаимодействовать с коллегами, руководителями, директором в различных социальных ситуациях. В личностном, профессиональном и общечеловеческом контексте социально-психологические компетенции могут рассматриваться, как качества человека направленные на самостоятельность, предусмотрительность, умение быть полезным. Быть коллегиальным, открытым, честным эмпатийным, контактным, инициативным, социально ответственным, прилежным, коммуникабельным, уверенным в себе, дисциплинированным, чувственным, критичным и умеющим рефлексировать - это значит обладать социально-психологическими компетенциями. Определив, что такое социально-психологические компетенции, необходимо обратить внимание, на компоненты которые составляют социально-психологические компетенции. С. З. Гончаров в структуре социально-психологических компетенций выделяет такие компоненты: 1) аксиологический (иерархия главных жизненных ценностей); 2) гносеологический (верные социальные знания, необходимые для взаимодействия человека с самим собой (самовоспитание, саморазвитие), с другими людьми для оптимального решения социально значимыx задач; такие знания предполагают методологическое, категориальное, рефлексивное и проективное мышление; такое мышление оперирует системными связями целого, что позволяет субъекту решать социальные задачи принципиально, в общем виде и многообразно варьировать общее решение применительно к меняющимся частным ситуациям); 3) субъектный (готовность к самоопределению и самоуправлению, самодеятельности и нормотворчеству, умение порождать самостоятельно новые причинные ряды в социальной реальности и нести ответственность за принятое и сделанное); 4) праксиологический/технологический (умение осуществлять гуманитарносоциальные технологии и коммуникации в системе социальных норм, институтов и отношений) [1]. Структура социально-психологических компетенций в исследовании С. С. Бахтеевой объединяет следующие компоненты: индивидуально-личностный, социологический, жизненно-футурологический [5]. С. Н. Краснокутская называет два структурных компонента социально-психологических компетенций: содержательнодеятельностный и личностный. Содержательно-деятельностный компонент представлен сбалансированным сочетанием социальных знаний, умений и навыков, а в качестве личностной составляющей выступает сформированная позиция человека, осознание им необходимости приобретения социальных знаний для будущей самостоятельной жизнедеятельности [6]. В основе предлагаемой структуры социально-психологических компетенций лежит обобщенно-собирательная структура компетенций, полученная в результате анализа вышеперечисленных работ. Таким образом, структура социально-психологических компетенций должна включать: 1) когнитивный компонент, предполагающий знания об обществе, освоение социальных смыслов, ценностей и норм; 2) эмоционально-волевой, умение принимать и ценить общественные нормы, правила, законы и мотивация студента к созидательной деятельности; 3) деятельностный , включающий в себя осознаваемую продуктивную деятельность студента, как социально значимое событие, а так же эффективное межличностное взаимодействие.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Капанина М.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯСОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ // Вестник науки №6 (15) том 2. С. 149 - 158. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1599 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1599



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.