'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (75) том 3
  4. Научная статья № 125

Просмотры  59 просмотров

Очкин А.С.

  


ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ *

  


Аннотация:
в работе изучены перспективы развития школьного медиаобразования, отмечены основные тенденции по его развитию и реализации. Отмечены основные мероприятия, повышающие медиапотенциал школьников. Изучены приоритетные направления по развитию медиакомпетентности.   

Ключевые слова:
медиаобразвание, медиакультура, медиатексты, медиаинформация, школьники, медиасфера   


21 век – это эпоха глобального информационного общества, где активно используются медиа-ресурсы по всему миру. Медиакультура, с её разнообразными формами и методами, распространяется повсеместно, помогая каждому человеку осваивать окружающий мир. Для правильного понимания медиатекстов, особенно молодёжью, и для успешной навигации в информационном пространстве, необходимо овладеть навыками восприятия информации. В этом помогает медиаобразование. Поскольку учащиеся проводят значительное время в образовательных учреждениях, получая полезную информацию зачастую с помощью медиа, целесообразно интегрировать и развивать медиаобразовательную работу в школьном обучении. [1] В современном социокультурном контексте одной из главных задач медиаобразования, направленного на изучение закономерностей СМИ, является развитие медиакомпетентности: умения «читать» и «декодировать» медиатексты, выявлять и анализировать различные проблемы, содержащиеся в медиаинформации, а также развитие критического, творческого и образного мышления и эстетической культуры. Дополнительное образование, как часть системы образования и воспитания, ориентировано на выбор и освоение школьниками дополнительных образовательных программ.В последнее время в этой сфере появляются интересные и полезные инновации, направленные на организацию досуга большого числа школьников с помощью медиаобразования. [3] В системе дополнительного образования медиапедагогические традиции развиваются в рамках кружков, студий и клубов. На сегодняшний день основными формами социокультурной медиаобразовательной работы являются медиаклубы, факультативы, студии, кружки и другие различные виды объединений.Анализ работ, исследований таких авторов, как С.Н. Пензин, А.В. Федоров, О.А. Баранов показал, что одна наиболее распространенным видом осуществления данного направления является медиаклуб, а в структуру медиаклубного движения входят: кинематографический материал, использование всевозможной современной медиатехники. Основными формами работы являются не только просмотр художественных фильмов, но и их обсуждение в форме дискуссий, викторин, творческих и игровых заданий. Таким образом, медиаклуб для школьников – это одна из актуальных и перспективных форм медиаобразовательной работы, основанной на сильной методической базе и опыте работы. На сегодняшний день медиаклубы имеет большие образовательные, развивающие возможности, позволяющие совершенствовать знания, вырабатывать культуру освоения медийного пространства, развивать социальную активность. Приоритетные направления работы в медиаклубах направлены на развитие способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления и художественно-эстетической образованности каждого студента, что, как известно, является фундаментом творческой индивидуальности личности, подлинного эстетического отношения к искусству, к людям и общественным отношениям, к природе и труду.Для успешной медиаобразовательной работы в учреждениях дополнительного образования применяются различные методики и технологии. [2] Само понятие "технология" определяется как совокупность основных характеристик и элементов процесса производства продукта, что означает оптимально выстроенную последовательность использования средств воздействия на предмет труда для достижения необходимых результатов в определённый срок.Приоритетные задачи медиаобразования школьников в учреждениях дополнительного образования включают формирование критического мышления через наглядное использование медиатекстов в преподавании учебных предметов и их интеграцию с медиаобразованием, изучение практики современных медиа и создание собственных медиатекстов.Медиаобразовательные занятия традиционно строятся на основе комплекса творческих заданий, направленных на решение основных задач медиаобразования: обучение грамотному чтению медиатекстов, развитие способностей к восприятию и аргументированной оценке информации, формирование самостоятельности суждений, критического мышления, предпочтений и эстетического вкуса, интеграция знаний и умений, получаемых на различных учебных занятиях, в процессе восприятия, анализа и творческой деятельности.Например, в процессе медиаобразовательных занятий с использованием аудиовизуального материала продуктивной формой работы является создание телевизионных или кинематографических мини-сценариев. Для их подготовки используются различные художественные средства, которые затем воплощаются в постановках собственных фильмов и телепрограмм. В ходе реализации сценарных разработок можно организовать ситуативные игры, такие как "Биржа труда" (подбор кандидатур на роли телеведущих, актёров, репортёров), "Теленовости" (конкурс ведущих, подготовка материалов для новостных выпусков), "Репортаж с места событий" (развитие умения интерпретировать информацию), "Рекламная пауза" (создание рекламных роликов) и "Ток-шоу" (создание авторских ток-шоу).Раскрытие творческого потенциала школьников осуществляется и в процессе просмотра и анализа фрагментов медиатекстов, определения их жанровой специфики, обсуждения достоинств и недостатков, рецензирования медиаматериала. Это позволяет не только выявить эстетические и художественные предпочтения аудитории, но и способствовать более полноценному медиавосприятию и развитию эстетического вкуса.Просмотр и коллективное обсуждение фильмов и телепередач создают атмосферу диалога, свободного обсуждения, способствуют развитию критического мышления и аргументированной оценки медиаинформации. В процессе медиаобразовательной работы дети и подростки должны получать новые знания, которые помогают им достичь более высокого и осознанного уровня восприятия и понимания медиаинформации.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (75) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Очкин А.С. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №6 (75) том 3. С. 860 - 864. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/15994 (дата обращения: 16.05.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/15994



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.