'
Пестова А.В.
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ *
Аннотация:
статья посвящена исследованию формирования социокультурной компетенции старшеклассников на основе аутентичных текстов при обучении иностранному языку. В исследовании обоснована значимость социокультурной компетенции в современном образовательном процессе и предложена методика ее формирования с использованием аутентичных текстов. В статье описан комплекс упражнений, направленных на развитие данной компетенции, включая чтение и анализ аутентичных текстов, обсуждение культурных аспектов, проектные и ролевые игры.
Ключевые слова:
социокультурная компетенция, старшеклассники, обучение языкам, аутентичные тексты, образовательная методика, межкультурное взаимодействие, педагогика, развитие личности
Современное образование ставит перед собой не только базовую задачу развития навыков учащихся в различных областях знания, но и способствует формированию необходимых умений для успешной социальной адаптации. Одним из ответвлений в этой сфере является социокультурная коммуникация, которая охватывает понимание и навыки взаимодействия в социально-культурной среде, а также развитие межкультурного общения и воспитание толерантности [2, с. 5].Согласно утверждению Н.Д. Гальской, понимание и осмысление нового языка в основном основывается на знаниях о культуре страны распространения этого языка. Это высказывание также подтверждает необходимость изучения культуры другой страны в процессе формирования социокультурных навыков [1, с. 48].Аутентичные тексты представляют собой реальные и неподготовленные материалы, которые могли бы быть использованы в коммуникационной среде носителями языка [5, c. 455]. Использование подобных текстовых материалов позволяют учащимся развивать навыки чтения, анализа, интерпретации и понимания текстов, актуальных в бытовом общении, а также помогает процессу изучения и пониманию культурных особенностей различных стран и народов. Целью данного исследования являлось изучение эффективности использования аутентичных текстов для формирования социокультурной компетенции старшеклассников. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:Рассмотреть возрастные особенности старшеклассников и их влияние на разработку методик упражнений.Изучить понятие социокультурной компетенции и актуальность её формирования.Выявить основные характеристики аутентичных текстов и критерии их отбора.Разработать цикл уроков на основе аутентичных текстов для формирования социокультурной компетенции.Провести эксперимент по выявлению эффективности использования аутентичных текстов и проанализировать результаты.Исследование включало в себя как теоретический, так и эмпирический анализ. Теоретический анализ базировался на изучении научной литературы и существующих теоретических подходов к формированию социокультурной компетенции. Эмпирические методы включали анкетирование, наблюдения и интервьюирование учащихся. Эксперимент проводился в несколько этапов, включающих начальное и итоговое тестирование, что позволило оценить динамику изменений в уровне социокультурной компетенции у учащихся в контрольной и экспериментальной группах. Метод тестирования был выбран, так как он позволяет охватить ключевые компоненты социокультурной компетенции, определенные Н.Д. Гальсковой и З. Н. Никитенко [4, с. 281].Результаты исследования показали, что использование аутентичных текстов способствует более глубокому пониманию культурных особенностей изучаемого языка и повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка. Результаты эксперимента показали значительное улучшение уровня социокультурной компетенции у учащихся экспериментальной группы. Повышение среднего балла и увеличение числа учащихся с высоким уровнем компетенции подтвердили эффективность использования аутентичных текстов в учебном процессе. Учащиеся экспериментальной группы показали лучшие результаты по сравнению с контрольной группой, что свидетельствует о значительном положительном влиянии выбранной методики на формирование социокультурной компетенции. Экспериментальная работа подтвердила, что старшеклассники, обучавшиеся с использованием аутентичных текстов, продемонстрировали более высокие результаты в развитии социокультурной компетенции по сравнению с теми, кто обучался по традиционным методикам.В разработанной серии уроков использовались аутентичные тексты из таких источников, как статьи National Geographic, структурированные в соответствии с методикой, предложенной Маслыко и Бабинской [3, с. 277-279]. На основе теоретических положений был разработан и реализован цикл уроков, направленных на формирование социокультурной компетенции. Такой подход оказался эффективным для интеграции социокультурных элементов в учебный процесс, повышения интереса учащихся к языку и культуре, развития их критического мышления и аналитических навыков. Комплекс упражнений для каждого урока включал в себя следующие элементы:Чтение и анализ аутентичных текстов: Обсуждение культурных аспектов, представленных в текстах. Учащиеся анализировали содержание, обсуждали культурные особенности и сравнивали их с родной культурой.Интерактивные задания: ролевые игры, дебаты и дискуссии, моделирующие межкультурное взаимодействие, на основе прочитанных текстов. Эти задания способствовали развитию навыков межкультурной коммуникации.Проекты и презентации: выполнение проектов, направленных на изучение культурных особенностей различных стран, на тему культурных традиций и обычаев разных стран, подготовка презентаций и их защита перед классом.Написание эссе и отзывов: учащиеся писали эссе на темы, связанные с культурными различиями, и отзывы на прочитанные тексты, что способствовало развитию критического мышления и способности к рефлексии.Исследование подтвердило гипотезу о том, что использование аутентичных текстов в обучении иностранному языку является эффективным методом для формирования социокультурной компетенции старшеклассников. Это способствует не только улучшению языковых навыков, но и развитию толерантности, уважения к различным культурам и умению адаптироваться в многонациональном обществе. Научно-теоретическая и практическая значимость исследования заключается в разработке системы и методик упражнений, которые могут быть рекомендованы для использования в учебном процессе для повышения уровня социокультурной компетенции учащихся, а также могут стать инструментом для учителей при работе с учащимися старших классов. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости дальнейшего применения и развития таких методик в образовательной практике.
Номер журнала Вестник науки №6 (75) том 3
Ссылка для цитирования:
Пестова А.В. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ // Вестник науки №6 (75) том 3. С. 865 - 869. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/15995 (дата обращения: 16.05.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*