'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (7) том 2
  4. Научная статья № 2

Просмотры  129 просмотров

Ежова Т.В., Гилазиева Л.Р.

  


Роль медиасреды в формировании ценностных ориентаций молодежи *

  


Аннотация:
в настоящей статье дан сравнительно-сопоставительный анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации», приводятся концептуально значимые характеристики названных понятий, раскрываются аксиологический потенциал системы образования в формировании ценностных ориентаций учащейся молодежи. В статье представлена иерархия общечеловеческих ценностей, анализируются причины ценностной инверсии и девальвации ценностей, акцентируется роль медиасреды в формировании ценностных ориентаций молодежи.   

Ключевые слова:
медиасреда, ценности, ценностные ориентации, классификация ценностей, общечеловеческие ценности, ценностно-смысловое определение личности.   


Современное информационное общество имеет огромное влияние на становление личности, моральных и нравственных ценностей обучающейся молодежи. Средства массовой информации, занимающие все более значимое место в жизни социума и конкретного человека, оказывают значительное влияние на формирование ценностных ориентаций молодежи, и это влияние может носить как положительный, так и отрицательный характер. Это объясняется тем, что обучающаяся молодежь является наиболее «продвинутым» слоем общества в использовании современных мультимедийных средств. К ним относятся, в первую очередь, пресса, радио, телевидение, Интернет. Компьютер, планшет, мобильные телефоны и большое количество различных гаджетов – это коммуникационные технические средства, которые осваиваются представителями современной молодежи в первую очередь. Итак, медиасреда, охватывающая потребителей информационным воздействием в любых сферах деятельности, влияет на личность и является одним из факторов формирования системы ценностей и ценностных ориентаций современной молодежи. Однако основная роль в формировании системы ценностей и ценностных ориентаций учащейся молодежи принадлежит системе образования. Образование, как социальный институт, выполняет ряд функций, связанных как с формированием социальной структуры общества, так и с развитием личности обучающегося. Наиболее глубинный и сущностный смысл реализуется через культурно-мировоззренческую функцию образования. Ценностные аспекты образования, связанные с культурно-мировоззренческой функцией, представляют собой нравственно-этическую ценность образования, фиксирующую необходимость формирования свободной и ответственной личности. Нравственная компонента содержания образования характеризует и определяет цели, смысл и сущность образования. Сюда следует отнести и политикоидеологическую ценность образования. Она заключается в возможностях формирования четких мировоззренческих установок, взглядов, ценностей общечеловеческого характера. Уточним, что мы вкладываем в понятия «ценности» и «ценностные ориентации». Содержание понятия «ценности» большинство ученых (В. П. Бездухов, Л. П. Буева, А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган, А. В. Кирьякова, В. Н. Сагатовский, В.П. Тугаринов, З.Н. Чавчавадзе, В. А. Ядов) характеризуют через выделение целого ряда признаков, свойственных, так или иначе, всем формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность. Философский энциклопедический словарь трактует ценность как «идеал, выработанный общественным сознанием и содержащий представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни» [1, с. 763-765]. Большинство ученых сходятся во мнении, что ценность – это значимость для людей тех или иных материальных, духовных или природных объектов, явлений. Субъективное отражение в сознании ценностей окружающей действительности необходимо для формирования ценностных ориентации личности. Становление понятия «ценности» прошло долгий и тернистый путь развития. Представители различных исторических эпох рассматривали данное понятие по-разному, в зависимости от доминирующих в данном социуме в определенный период времени идей и установок. В античной философии ценности рассматривались как неотделимые от бытия. Платон представлял сущность ценностей как благо и справедливость. Аристотель выделял самодостаточные ценности, к которым он относил человека, счастье, справедливость. С течением времени на понимание термина «ценности» накладывались отпечатки разных философских взглядов и различных исторических эпох. Так, в Средневековье возвышенное виделось в Боге, а о человеке говорилось как о чемто ничтожном, незначительном. С развитием наук в эпоху Возрождения на передний план вышли ценности гуманизма. В эти сложные времена, когда средневековая Европа находилась под властью церкви, всякая свободная мысль жестко уничтожалась, возникло убеждение в том, что человек – высшая ценность. В эпоху Нового времени ценности рассматривались в контексте предметов и явлений.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (7) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Ежова Т.В., Гилазиева Л.Р. Роль медиасреды в формировании ценностных ориентаций молодежи // Вестник науки №7 (7) том 2. С. 12 - 21. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/160 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/160



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.