'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (15) том 2
  4. Научная статья № 30

Просмотры  104 просмотров

Кошелева Е.А.

  


РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯВ ВУЗЕ В РЕАЛИЗАЦИИ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
в данной статье внимание уделяется целесообразности овладения обучающимися эвристическими операциями. Представлена характеристика эвристического подхода как средства овладения научно-исследовательской деятельностью обучающихся с целью развития их личностного потенциала   

Ключевые слова:
эвристический подход, научно-исследовательская деятельность, эвристические операции   


Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, что выражено в Концепции образования РФ до 2020г. Согласно Концепции одним из главных условий развития системы высшего образования является вовлеченность студентов в фундаментальные и прикладные исследования, что "позволит … вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний" [1]. Новые педагогические подходы в подготовке специалистов высокого уровня, научных кадров направлены на развитие, в том числе, личностного потенциала обучающихся. Культурные, материальные, духовные, личные, общественные потребности порождают разнообразные формы активности личности в образовательном учреждении, в том числе при изучении цикла математических дисциплин в условиях компетентностного подхода, являющегося ведущим ориентиром в свете требований ФЗ РФ "Об образовании в Российской Федерации" (2013 г.) и ФГОС ВО к подготовке будущих специалистов, бакалавров, магистров. Вместе с тем, согласно данным требованиям, для обучающихся по специальностям технического и физикоматематического профилей необходимо обеспечить развитие творческих качеств личности, формирование компетентности в постановке и разрешении профессиональных проблем, овладение эвристическими методами решения математических и технических задач в процессе получения специальности. В связи с этим педагоги образовательных организациях стали активнее использовать новые образовательные технологии, в том числе эвристический подход, широко обсуждаемые в научных работах педагогов-ученых (А. О. Кошелева, А. В. Хуторской и др.) [2, 3]. Характеристика эвристического подхода позволяет обнаружить его дидактические и развивающие возможности в процессе научно-исследовательской деятельности (НИД) будущих специалистов, обучающихся в вузе. Эвристический подход, применяемый в НИД обучающихся в образовательной организации высшего образования отличают от других педагогических подходов динамизмом кружковой, секционной работы под руководством преподавателя, сложным сочетанием возможных альтернатив действия обучающихся, сжатием масштаба времени при принятии решений в рамках выполнения конкретного профессионально-ориентированного задания. Организационная структура НИД содержит следующие элементы: модели-результаты, на достижение которых направлена деятельность; средства, с помощью которых деятельность осуществляется (в частности, для НИД на основе эвристического подхода – разработанные интеллектуальные задания, информационные технологии, программы для ЭВМ и др.). В соответствии с этим в самом процессе взаимодействия субъекта с действительностью важнейшими факторами являются мотивация личности, порядок целенаправленных действий, а также автоматические компоненты этих действий – операции (эвристические операции, которыми овладевает обучающийся в результате применения преподавателем эвристического подхода). НИД обеспечивает развитие личностного потенциала будущего специалиста и существенно зависит от содержания деятельности, ее мотивов, целей и средств осуществления в условиях высшей школы. Отметим, что для успешной реализации эвристического подхода в НИД обучающихся используются профессионально-ориентированные задания, отражающие особенности выбранной обучающимся специальности. Вместе с тем информация, необходимая для выполнения НИД, может быть получена в процессе самообразования обучающихся, который понимается как сознательная деятельность человека, направленная на самостоятельное познание, повышение своего образования и личностное совершенствование. Одной из первостепенных целей современного обучения в высшей школе является развитие личностного потенциала обучающихся, их способностей к исследовательской деятельности [4, 5, 6]. В разработанной Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года особая роль отведена самосовершенствованию и самоактуализации личности, развитию личностного потенциала обучающихся в образовательных учреждениях [7]. Для этого в образовательных учреждениях создаются специальные условия, разрабатываются программы и проекты, которые преследуют цели повышения качества подготовки будущих специалистов в плане реализации их личностного потенциала и развития исследовательских способностей [8, 9]. Анализ педагогических источников позволяет утверждать, что большинство ученых-педагогов, преподающих математические дисциплины, считают целесообразным применение эвристического подхода в НИД, "оттачивание" мастерства обучающихся в использовании эвристических операций для решения практико-ориентированных задач в НИД (И. А. Захарова, А. Г. Теслинов, Л. А. Филимонюк, А. Г. Чернявская, В. А. Шершнева и др.). Необходимость подробно приводить характеристику каждой из эвристических операций отсутствует, так как в современное время эту информацию легко найти используя многочисленные психолого-педагогические издания или интернеттехнологии. Однако, обратимся лишь к краткому обзору эвристических операций таких, как анализ, сравнение, абстрагирование, конкретизация, сравнение, которые используются в эвристическом подходе как средства овладения НИД обучающимися вуза с целью развития их личностного потенциала. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Кошелева Е.А. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯВ ВУЗЕ В РЕАЛИЗАЦИИ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №6 (15) том 2. С. 166 - 170. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1602 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1602



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.