'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (15) том 2
  4. Научная статья № 31

Просмотры  114 просмотров

Крапоткина И.Е., Лотфуллина Р.Д.

  


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОТОГРАФИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются психологические особенности учеников старших классов при использовании фотографий на уроках истории   

Ключевые слова:
ученик, преподаватель, урок истории, психологические особенности, подростки   


У каждого возраста есть свои социальные условия развития, то есть определенное соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования личности. Проводить урок с учащимися десятого класса довольно трудно, так как их поведение на уроках сложно контролировать. Это может приводить к ухудшению дисциплины, особенно на последних уроках или после контрольных работ[2, c. 3]. Однако, характерной чертой данного возраста является то, что подростки начинают мыслить быстрее, то есть происходит развитие формально-логического мышления. Они положительно воспринимают задания, в которых нужно поразмышлять, обосновать различные способы решения, поспорить, пытаются соревноваться в решении сложных задач[5, c. 7]. Преподавателю следует проводить свой урок так, чтобы в нём были задания на соревнования, на логические размышления. Простой пересказ материала в устной форме ученикам становится неинтересным. У учащихся подросткового возраста уже отчетливо проявляется способность к абстрактному, понятийному мышлению, что повышает востребованность наглядных средств, фотодокументов, связанных с раскрытием и углублением исторических понятий разной степени сложности и обобщенности[8, c.16]. Фотоматериалы используются на уроках истории в основном для улучшения эффективности образования, для того, чтобы десятиклассник лучше представлял тот или иной исторический материал. Кроме того, фотодокументы используются как средство привлечения внимания. Использование фотодокументов эффективно способствует не только запоминанию материала, но и развитию умственных способностей учеников[6, c.15]. Развивается самостоятельность, увеличивается нагрузка на память и мышление десятиклассника. Наглядность на уроках истории улучшают эффективность учебного процесса. Важно правильно применять наглядные средства обучения и уметь активизировать деятельность учащихся десятого класса на уроках истории[7, c.12]. Фотография как вид изобразительного искусства представляет собой результат творческого познания мира. Существуют разнообразные трактовки восприятия произведений искусства[3, c.4]. Одну из них, наиболее интересную, на наш взгляд, выдвинул американский психолог Рудольф Арнхейм[2, c.7], по его мнению, любое искусство представляет собой процесс познания. Основная проблема, которая возникает в процессе познания фотографии – это непонимание, которое вызывается атрофией чувств, то есть «разумное» истолкование, лишенное эмоционального начала[6, c.8]. Процесс восприятия фотографии - это не пассивное действие, а динамическая деятельность, которая способствует не только считыванию образов, представленных в работе, но и выстраиванию «визуальных моделей». То есть, зритель, рассматривая ту или иную фотографию, не только воспринимает объект, например, «яблоко на белом столе», но и оценивает, обращается к собственным «картинам» памяти, выстраивает свою целостную картину[4, c.9]. Таким образом, мы понимаем, что зрительное восприятие - это активное функционирование. По мнению исследователя, визуальное восприятие имеет много общего с интеллектуальным познанием, если у интеллектуального познания имеются определенные логические категории, то творческое восприятие обращается к «визуальным понятиям»[8, c.7]. В ходе педагогической практики в НМР МБОУ «Лицей №14» в 10 «б» классе на уроке истории при изучении темы «Внутренняя политика Александра III» для формирования интереса к теме урока у учащихся нами использовались фотодокументы. Учащимся десятого класса характерна большая интеграция линий познавательного и личностного развития, для которого свойственно включение в систему связей новых интеллектуальных и личностных структур. Возрастная динамика интеллектуальных показателей подростков и юношей 15 - 17 лет показывает прогрессивное развитие общего, вербального и невербального интеллектуальных показателей, за исключением показателя мнемичекой функции, которая снижается в период от 15 до 16 лет. Общим для возрастных групп от 15 до 17 лет является преобладание вербального интеллекта над невербальным[6, c.15]. В интервале 15–16 лет происходит увеличение роста связей между показателями вербального и невербального интеллекта с личностными характеристиками, среди которых особенно проявляются эмоционально-волевые и коммуникативные свойства личности. Именно визуальный ряд позволяет создать представление об историческом событии путем привлечения эмоционального фона и раскрытия на его основе фактологического материала. Тем самым побуждая интерес к изучаемому периоду. Таким образом, фотодокументы, как визуальный источник, активно распространившийся в XX веке, играют важную роль при формировании познавательного интереса к изучению истории[7, c.5].

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Крапоткина И.Е., Лотфуллина Р.Д. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОТОГРАФИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ // Вестник науки №6 (15) том 2. С. 171 - 176. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1603 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1603



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.