'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (15) том 2
  4. Научная статья № 32

Просмотры  112 просмотров

Лещинский А.А., Григоренко О.Н.

  


ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОГО ПРАВОСЛАВИЯ И ЛИТУРГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В ЯПОНИИ *

  


Аннотация:
В данной работе рассматриваются наиболее актуальные отличительные черты и особенности православия и литургической традиции в Японии. Автор, проанализировав сферу духовной жизни православных японцев, ее историю, характерные особенности, обряды и таинства, выявляет точки соприкосновения в диалоге двух стран – Японии и России   

Ключевые слова:
православие, литургия, церковь, традиции   


Со времен духовной миссии святителя Николая православие глубоко укоренилось в Японии и через несколько веков приобрело свои особенности. К тому моменту на японских островах уже знали о христианстве. В Японии долгое время присутствовали миссии других христианских конфессий. Поэтому православию предстоял долгий путь: от полного отрицания и осуждения японцами, до глубокой искренности и чистой веры. В данной работе рассматриваются наиболее актуальные отличительные черты и особенности православия и литургической традиции в Японии. Автор, проанализировав сферу духовной жизни православных японцев, ее историю, характерные особенности, таинства, выявляет точки соприкосновения в диалоге двух стран – Японии и России. Именно поиск общих культурных, исторических и религиозных черт в жизни православных японцев делают данную работу актуальной на сегодняшний день. Объектом данного исследования является православная традиция и духовная миссия в Японии. Предмет исследования – особенности японского православия и литургической традиции японских православных верующих. Целью работы является анализ особенностей японского литургического православия в современной Японии. В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи: - Изучить теоретические основы истории православной миссии в Японии - Исследовать основные этапы формирования и развития Японской Православной Церкви. - Выявить особенности японского православия и литургической традиции. 1. История Японского православия Православие пришло в Японию во второй половине XIX столетия, после того, как Япония была насильственно открыта США и началась ее модернизация, установились официальные отношения с западными странами, в том числе и с Россией. Просветителем Японии стал иеромонах, впоследствии архиепископ, Николай (Касаткин), прибывший в г. Хакодате на должность священника при русской консульской церкви в 1861 г. Восемь лет потратив на изучение японского языка и культуры, отец Николай наконец добился того, что проповедь его была услышана. Видя первых обращенных, он просил Синод об открытии в Японии Российской Духовной Миссии. Его просьба была удовлетворена в 1870 г. Полвека длилось миссионерское служение святителя Николая. Православная миссия, в, отличие от католиков и протестантов, которых правительства снабжали всем необходимым, испытывала постоянный недостаток в средствах и людях. Потому неудивительно, что число православных в Японии всегда было гораздо меньше числа инославных христиан. Однако, с другой стороны, на протяжении всего XX века это число и не уменьшилось значительно, несмотря на все трудности, которые суждено было пережить верующим. Годы 1881–1904 стали периодом упрочения Православной  Церкви строительства Воскресенского собора в Токио и церквей в других городах, создания Токийской духовной семинарии, женского училища, собственной иконописной мастерской, бурной издательской деятельности миссии. В Русско–японскую войну впервые, пожалуй, четко проявилась двойственность в отношении японцев к Православию: с одной стороны глубокое уважение и почитание архиепископа Николая, а с другой нелюбовь к русским вообще. Николай в 1904–1905 гг. оставался единственным (свободным) русским человеком в Японии. Верующие с его благословения молились о победе своего императора над Россией. Сам же святитель в общественных богослужениях не участвовал, занимаясь в основном помощью русским военнопленным. Следующим важным этапом в становлении Японской Православной Церкви стало избрание в 1941 г. первого японского епископа Иоанна Оно, третьего главы ЯПЦ, получившего христианское имя Николай. В этот период церковь уже перестала быть в большинстве своем частью русской дипломатической миссии или конфессией русских живущих в Японии, а стала полноценно одной из японских христианских конфессий. С 1945-го по 1970 год японская православная церковь находилась под юрисдикцией Американской митрополии. Только в 1971-м Московский патриархат предоставил Православной церкви в Америке автокефалию. Последняя возвратила Японскую Православную церковь под юрисдикцию Москвы, а Москва, в свою очередь, объявила Японскую церковь – автономной. 2. Особенности японского православия За прошедшие два века число православных в Японии выросло до 36 тысяч, а в японской православной литургической традиции сформировались свои отличительные черты и особенности. Первая особенность – традиция иконописи, получившая распространение в ЯПЦ. Часто в ней можно увидеть совершенно непривычные русскому глазу образы – некоторые скульптуры и иконы для маскировки имитировали языческих идолов, хотя на самом деле они изображали Христа или Богородицу. И совсем неудивительно, что мастера иконописи традиционно наделяли лики святых близкими и понятными японскому глазу чертами, для того, чтобы у прихожан создавалось впечатление того,  что Христос был рожден именно в Японии, или то, что все действующие лица писания являются азиатами. Иконопись в японском православии значительно отличается от той, что принята в Русской Православной Церкви. Кроме классических элементов иконописи, она также содержит фрагменты стилистики традиционной живописи Японии. Данные художественные традиции были сформированы Рин Ямасита православной иконописицей, создавшей большинство икон, которые можно найти в японских храмах. Ее творчество, пришедшееся на конец XIX начало XX века, отражает взаимодействие итальянской и греческой школ иконописи, характерное для того времени. Такие изменения коснулись не только, иконописи, но и литургии, ведь Японцам независимо от их религиозной принадлежности традиционно присущ синкретизм. Японское православие не стало исключением. Ведется богослужение в Японской Православной Церкви на японском языке, однако он немного отличается от привычного японцам. Большая часть переводов богослужебных книг и Священного Писания были выполнены архиепископом Николаем Касаткиным и его помощниками японцами. Они были уверены, что для Евангелия и богослужения вульгарный язык абсолютно недопустим. В связи с этим они разработали специальный богословский японский православный словарь, который соотносится с современным японским языком, почти так же как соотносится с русским языком церковнославянский. Понятия из православия, во многом не имея аналогов с языческими верованиями, на слух воспринимаются с трудом даже для опытных православных, поэтому во время службы многие держат в руках тексты. Однако главным отличием православных храмов в России и Японии является то, что в церквях страны восходящего солнца практически все прихожане поют. В руках каждого прихожанина находится листок с текстом и нотами. И даже если у кого-то из них совершенно нет слуха, они старательно напевают полушепотом слова молитвы. Поэтому литургии в японских храмах больше напоминают репетиции хора. Японцам совсем не понятно, как вообще можно молиться едва произнося слова или молчать во время службы. Японец не способен принять совместную молитву в случае, если все молчат.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Лещинский А.А., Григоренко О.Н. ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОГО ПРАВОСЛАВИЯ И ЛИТУРГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В ЯПОНИИ // Вестник науки №6 (15) том 2. С. 177 - 181. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1604 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1604



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.