'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (15) том 2
  4. Научная статья № 33

Просмотры  133 просмотров

Лопатин Н.А., Григоренко О.Н.

  


АНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ ВЕЯНИЯВ ЯПОНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПОСТМОДЕРНА *

  


Аннотация:
В данной работе рассматриваются наиболее актуальные отличительные тенденции развития японской литературы второй половины двадцатого века. Автор, проанализировав произведения японских писателей постмодерна, выявляет ряд проблем характерных для японской литературы, которые позволяют составить определенное представление о японском обществе сегодня   

Ключевые слова:
постмодерн, литература, японская литература   


1. Актуальность современной японской литературы За прошедшие более чем полвека после Второй мировой войны японская литература изменилась значительным образом. Или, лучше сказать, изменился мировой контекст, в котором существует и японская литература. Японская проза, или сьосэцу, за последние сто лет приобрела популярность по всему миру. Представлено множество писателей, написано тома критики, во многих университетах в различных странах изучают японский язык и литературу. Однако, несмотря на возрастающую популярность японской культуры и литературы в контексте мировой культуры, японская проза в большинстве случаев остается далекой и во многом непонятной западному читателю. Произведения японских писателей ХХ ст. сегодня нуждаются в изучении. Радикальные изменения в политической, экономической и культурной жизни современной Японии ученые связывают со второй половиной ХХ ст. – поражением Японии во Второй мировой войне и начавшиеся процессы возрождения нации. Японская литература второй половины XX отражает те процессы, которые происходили в японском обществе за последние полвека, поэтому изучив тенденции в японской литературе постмодерна, мы можем более комплексно понять специфику Японии сегодня. Как отмечают многие культурологи и искусствоведы современности, развитию мировой культуры ХХ века присущи две тенденции: глобализация и вестернизация, с одной стороны, и унификация, самоидентификация – с другой. Японская культура в этом отношении не является исключением, так как черты постмодернизма и возврат к национальной традиции присущи японской культуре, по мнению многих исследователей. Объектом данного исследования является японская литература постмодерна второй половины XX – начала XXI вв. Предмет исследования – тенденции развития и антагонистические веяния литературы японского постмодерна в литературе. Целью работы является анализ антагонистических тенденций в японской литературе постмодерна и ключевых изменений, происходящих в ней за последние полвека. В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:  Изучить теоретические основы постмодерна как явления в культуре второй половины двадцатого века  Исследовать особенности постмодерна в Восточной Азии  Выявить основные тенденции литературы японского постмодерна 2. Особенности японской литературы постмодерна Первая особенность постмодерна в японской литературе это размытие границ между японской и мировой литературой. В этих условиях одним из феноменов японской литературы является японский писатель Кобо Абэ. Особенностью творчества Абэ всегда было стремление выйти за узкие рамки японской традиционной культуры, в то же время опираясь на японскую действительность. Эти качества становятся еще более актуальными сегодня, когда граница между японской и неяпонской литературами не может быть прежней. Так в своей повести «Стена. Преступление S. Кармы» Абэ использует близкий японской литературе способ повествования и описания сюжетных линий, в то же время, вдохновляясь такими произведениями из контекста мировой литературы как «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэролла. Сюжет повести повествует о герое, который, проснувшись в Маньчжурской пустыне, не помнит собственного имени. В ней автор затрагивает проблему стирания личности и одиночества, которое в связи с изменениями в японском обществе стало одной из главных социальных проблем современной Японии. Позднее за эту повесть автор был удостоен одной из престижнейших премий японской литературы, а именно премии Акутагавы. Другим примером данной особенности современной японской литературы могут служить нобелевские лауреаты по литературе. Кавабату удостоили почетной премии за своеобразную японскую эстетику, которую этот писатель представлял в глазах европейцев. С другой стороны, награда Оэ символизирует то качественно новое обстоятельство, что теперь в мире начинают воспринимать японскую литературу как просто литературу, иными словами, как нормальную разновидность современной мировой литературы. Вторая особенность японского постмодерна это размытие границ между художественной и массовой культурой. В японском языке существует выражение “дзюн-бунгаку”, что дословно означает чистая литература. Традиционно японская аудитория воспринимала деление литературы на “чистую” и “не чистую” (массовую) как само собой разумеющееся. Сейчас наиболее престижными литературными премиями здесь являются премия Акутагавы и премия Наоки. Первая присуждается за произведения “чистой” литературы, представителем которой был Акутагава, в то время как вторая названа по  имени романиста Наоки, пользовавшегося огромной популярностью у массового читателя. Важен тот факт, что в общественном сознании эти две премии неразрывно связаны: они были учреждены одновременно (в 1935 г.) и финансировались одним издательским домом; они не исключают друг друга, а скорее дополняют. Так премия Наоки присуждается в области так называемой «литературы для всех», рассчитанной на массового потребителя. Одним из лауреатов которой является Иноуэ Хисаси автор комедийной трилогии «Сияющее созвездие» (яп. きらめく星座), «Цветок в темноте» (яп. 闇に咲く花), «Скрип-скрип по снегу», изображавших жизнь простых людей в современном обществе; многие другие пьесы Иноуэ. В то же время премия Акутагава присуждалась авторам из жанра высокой литературы в частности нобелевскому лауреату Кендзабуро Оэ за его рассказ «Содержание скотины». В этом произведении автор рассказывает историю об американском летчике, попавшем в плен в японской деревне в конце войны летом 1945 года. Уставшие от тяжелой жизни жители деревни делают из него ритуального «козла отпущения», на которого возлагают ответственность за все свои неудачи. В рассказе Оэ попытался отразить ту грань за которой человек перестает быть человеком и уже больше не знает меры собственной жестокости. Несмотря на очевидные для отечественного читателя различия в характере произведений двух вышеприведенных авторов для японца оба они имеют одинаковое значение в контексте литературы современной Японии. Третья особенность японского постмодернизма характеризуется, с одной стороны, экспериментами, а с другой стороны — аллюзиями на произведения прошлого. Примером этого может послужить повесть «Исиномэ» (буквально — «Каменоглазка»). Каменоглазка — это аллюзия на Медузу Горгону, которая, пожаловавшись Афине на оскорбление, нанесенное ей Посейдоном, была обращена в чудовище. Важными аспектом японского постмодерна и в частности данного произведения является то, что его автор не пытается при этом скрыть аллюзию к мировой культурной традиции.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Лопатин Н.А., Григоренко О.Н. АНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ ВЕЯНИЯВ ЯПОНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПОСТМОДЕРНА // Вестник науки №6 (15) том 2. С. 182 - 186. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1605 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1605



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.