'
Лотфуллина Р.Д., Крапоткина И.Е.
ПРИЕМЫ РАБОТЫ СФОТОДОКУМЕНТАМИ В УЧЕБНИКАХ НА УРОКЕ ИСТОРИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ *
Аннотация:
в данной статье рассматриваются методические приемы работы с фотодокументами на уроках истории в старших классах
Ключевые слова:
ученик, преподаватель, урок истории, фотоокументы, подростки, методические приемы
В процессе обучения истории основным средством наглядности выступают иллюстрации в учебнике. Данные иллюстрации органически вписываются в структуру учебника, они создают конкретный зрительный образ исторических фактов[1, c.7]. Рассматривая учебник как источник знаний, учащимся необходимо учитывать информацию, которую содержат фотодокументы. Определяя приемы деятельности учащихся с учебником на уроке и дома, надо продумать их и применительно к фотодокументам. Основная работа с фотоматериалом ведется на уроке. В учебнике для старших классов фотографии даны к каждому параграфу и работать с ними удобнее, чем с учебными картинами[2,c.5]. По фотографиям в учебнике ученику легче разобраться во всех деталях. Можно, не выбиваясь из общего ритма работы класса, задержаться на несколько мгновений на деталях, привлекших особоевнимание. Фотодокументы учебника истории многообразны. Это и художественные, хроникально-документальные, научно-популярные, научные фотодокументы, а также полученные путем фотографии и киносъемки копии обычных документов[3,c5]. Учащихся надо приучать видеть в фотодокументах не «развлекательную картинку», а важный, научно достоверный источник знаний[1, c.7]. Ни одна фотография, относящаяся к теме урока, не должна остаться без внимания. Одни фотодокументы учитель должен использовать в ходе своего изложения материала урока, другие он анализирует совместно с учащимися, чтобы дать определение сущности, основные характеристики исторического явления, третьи использует для того, чтобы спобоствовать у учащихся формированию точных и четких представлений об историческом событии (фотографии орудий труда, вооружения и т. д.)[1, c.9]. Сравнение различных фотодокуметов, отражающих одно и то же явление, но только в разные исторические периоды, предоставляет возможность проследить их в развитии (например, сравнение военной техники СССР в начале и в конце Второй мировой войны позволяет увидеть изменения за этот период в развитии тяжелой промышленности). Некоторые иллюстрации имеют только краткую подпись («Советские солдаты у окна дома во время штурма Берлина», «Сожженные немецкие автомобили на улице Берлина»). Другие - развернутые комментарии. В основном фотодокументы с развернутыми подписями и задания к ним содержатся в учебниках для старших классов и служат направлением при самостоятельной работе учащихся на уроке и дома. При использовании фотодокумента в учебнике важным аспектом является выработка характерного эмоционального настроя. Важно четко продумать, какие из фотографий к данному параграфу будут проанализированы в классе, а какие учащиеся будут рассматривать при выполнении домашнего задание. Объясняя работу домашнего задания, непременно нужно дать указания и к работе с фотодокументами, включить в него вопросы, ответы на которые могут быть получены главным образом из фотоиллюстраций. Примеры таких заданий содержатся в учебнике Космач Г. А.: Учебник по всеобщей истории. История Новейшего времени. 1918-1945 гг. - 10 класс[3]. Обязательное требование в работе с фотодокументами – соотнесение их с текстом учебника[1, c.13]. Учитель может предложить учащимся задание: определить, что зафиксировано на фотографии , найти описание в тексте и сравнить с фотоматериалом; найти, что новое можно узнать из фотодокумента. Учащиеся общеобразовательной школы также должны уметь описывать фотоматериал или рассказать о зафиксированном на нем событии. Необходимо обратить внимание на названия фотографий, текст под ними, дополняющий основной текст параграфа[1, c.4]. Таким образом, мы можем сделать вывод, что при работе с фотодокументами учащиеся приобретают умение их анализировать, извлекать знания, использовать учебный фотоматериал в своем рассказе и самостоятельно строить по ним рассказ. Имеет большое значение и для развития внимания, формирования определённых исторических умений наблюдательности, исторического мышления, творческого воображения, нравственного и эстетического воспитания школьников, выработки у них ряда ценнейших практических навыков и умений. Следовательно, фотография как одно из важнейших наглядных пособий выступает активирующим и конкретизирующим средством на всех звеньях процесса усвоения исторического материала, систематично служа решению основных дидактических задач.
Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 2
Ссылка для цитирования:
Лотфуллина Р.Д., Крапоткина И.Е. ПРИЕМЫ РАБОТЫ СФОТОДОКУМЕНТАМИ В УЧЕБНИКАХ НА УРОКЕ ИСТОРИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Вестник науки №6 (15) том 2. С. 187 - 189. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1606 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019. 16+
*