'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (15) том 2
  4. Научная статья № 38

Просмотры  70 просмотров

Петунина А.А.

  


ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ КАК ИНСТРУМЕНТ АДАПТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА *

  


Аннотация:
в статье исследуются вопросы применения инструментов адаптивного менеджмента на предприятиях различных отраслей. Подчеркивается, что наиболее актуальным инструментом адаптивного менеджмента при текущих условиях для нефтегазового сегмента рынка России является диверсификация производства. Проводится анализ эффективности применения данного инструмента для российских компаний нефтегазовой отрасли   

Ключевые слова:
адаптивный менеджмент, инструменты адаптивного менеджмента, диверсификация, конкурентоспособность, нефтегазовая отрасль   


Современный уровень развития рыночных отношений требует переориентации предприятий на перспективные направления деятельности, имеющие спрос на рынке. Поиск путей решения данной проблемы либо вынуждает современные предприятия осваивать новые виды производств, переориентировать рынки сбыта, расширять ассортимент выпускаемой продукции с целью обеспечения выживаемости и конкурентоспособности, либо приводит к банкротству. В условиях высококонкурентной и нестабильной внешней среды актуальной и востребованной становится система менеджмента, отличительными особенностями которой являются гибкость и быстрота принятия решений [1, с. 11]. Такая система имеет название адаптивного менеджмента. Система адаптивного управления содержит совокупность компонентов, функций и их связей, которые обеспечивают поддержание стабильности компании в долгосрочной перспективе, ее выживаемость, конкурентоспособность, устойчивое функционирование и развитие. Одной из наиболее актуальных на сегодняшний день стратегией адаптивного менеджмента является диверсификация производства. Потребность в разработке стратегии диверсификации появляется у предприятия при наличии сильных конкурентов, падения спроса на текущую продукцию и снижения прибыли. Диверсификация является комплексом явлений и процессов, способствующих росту эффективности использования различных ресурсов компании для достижения поставленных целей. Одним из преимуществ процесса диверсификации является создание условий для взаимообогащения одного процесса другим (либо технологии) с использованием комплекса принципов, подходов, направлений. В рамках диверсификации производства выделяют несвязанный и связанный тип. Несвязанный тип диверсификации предполагает создание направления, не связанного с существующей спецификой деятельности [3, с. 198]. Наиболее актуальным примером успешной несвязанной диверсификации компании на современном рынке является китайское предприятие Xiaomi. Подсчитать общее количество направлений, по которым развивается данное предприятие, практически невозможно. Популярность компании принес инновационный смартфон, имеющий конкурентные технические характеристики и невысокую цену. В связи с наличием зарекомендовавших себя игроков на рынке (IPhone, Samsung), Xiaomi было принято решение о диверсификации производства посредством открытия новых направлений деятельности. Наиболее популярны следующие направления: гаджеты (смартфоны, ноутбуки, телевизоры), умный дом (устройства умного дома) Xiaomi, магазины одежды Mi, бытовая химия, косметика, инструменты, товары для кухни и т.д. Известным примером связанной диверсификации является компания BIC, которая стала крупной и успешной благодаря производству ручек. Технология позволяла выпускать ручки с низкой себестоимостью массово. Впоследствии особенности производственного цикла были использованы при выпуске одноразовых бритвенных станков и зажигалок, которые также стали приносит стабильный доход[2, с. 45]. При этом следует отметить и существующий негативный опыт диверсификации, когда многие зарубежные нефтяные компании (Amoco, BP, Chevron, Exxon, Mobil, Royal Dutch/ Shell, Texaco) приобретали активы, не связанные с нефтью и газом, например, в сферах добычи и переработки угля и руды, биотехнологий, микроэлектроники и т.д. [4, с 25]. Трудноразрешимые проблемы, возникавшие при попытках диверсификации, которые привели к неудачам, объясняются отсутствием знаний и опыта в плохо знакомых им сферах бизнеса. В следствии чего возникла тенденция направлять ресурсы на те направления, в которых компании обладают наиболее мощным технологическим и сбытовым потенциалом [5, с 34]. Тем не менее, по мнению специалистов, в сырьевых отраслях только диверсифицированным компаниям удается добиваться оптимального соотношения риска и доходности, поскольку спад в одной из отраслей они могут компенсировать за счет своего бизнеса в других отраслях [6, с 19]. Таким образом, можно сделать вывод, что сырьевым компания не стоит негативно относиться к диверсификации, поскольку они уже приобрели на своем рынке те навыки, которые им требуются при переходе в новые сектора деятельности. Что касается российского опыта диверсификации нефтегазодобывающий предприятий, то можно выявить, что предприятия не применяют стратегию адаптивного управления и диверсификация практически не встречается.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Петунина А.А. ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ КАК ИНСТРУМЕНТ АДАПТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА // Вестник науки №6 (15) том 2. С. 203 - 205. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1610 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1610



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.