'
Финикова И.В.
ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ КАК ЗНАКОВАЯ ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ КОГНИТИВНОГО СОЗНАНИЯ ИНДИВИДА *
Аннотация:
в центре внимания настоящей статьи одно из ключевых понятий в современной когнитивной лингвистике – понятие языкового сознания, принципы его функционирования, а также формы взаимодействия с коммуникативным и когнитивным видами сознания. В работе представлены механизмы построения концептосферы как совокупности концептуальных единиц; представлено понятие когнитивной базы; описаны виды когнитивного пространства; подробным образом рассмотрен вопрос о вербальности и не вербальности мыслительных процессов; выявлены соотношения между понятиями сознание, мышление, интеллект и концептосфера
Ключевые слова:
Концепт, концептосфера, когниция, когнитивная база, вербальное мышление, невербальное мышление, универсальный предметный код, языковое сознание, когнитивное сознание, коммуникативное сознание
На сегодняшний день понятие концепта является ключевым в когнитивной лингвистике, тем не менее взгляд на его содержательный потенциал существенно варьируется среди представителей различных лингвистических школ, равно как и внелингвистических течений, в том числе философских, культурологических, психологических и пр. Первичное упоминание термина концепт в отечественной науке датируется 20-ми годами прошлого столетия, когда ученый С.А. Аскольдов-Алексеев номинировал его как образную категорию, замещающую в процессе мыслительной деятельности множество одновидовых (однородных) предметов, явлений либо действий. Впоследствии Д.С. Лихачев интерпретировал этот термин как мыслительную категорию обобщающего характера, выражающую предметы и явления окружающей нас действительности с учетом как личного, профессионального опыта так и уровня образования носителя языка [6, с. 28]. В последующие годы предпринимались многочисленные попытки со стороны как отечественных, как и зарубежных лингвистов-когнитологов выработать универсальное определение понятия концепт. В частности, В.И. Карасик описывает концепты как объемные ментальные образования, представляющие собой хранящиеся в памяти индивида фрагменты накопленного им жизненного опыта [2, с. 72]. Согласно А.А. Залевской под концептом следует понимать присутствующие в человеческом сознании динамические образования перцептивно-когнитивного происхождения [1, с. 41]. По ее мнению, формирование концептов осуществляется посредством активизации нейронных отделов головного мозга в результате использования какого-либо слова или иного знака. При этом природа каждого концепта строго индивидуальна, поскольку является порождением отдельно взятого индивида. Как полагает, в частности, В.В. Красных под понятием концепта следует понимать максимально абстрагированную идею «культурного предмета», не имеющего визуального прототипического образа». При этом национальную идею он определяет как максимально абстрагированную идею национально-культурного характера, транслируемую языковому сознанию. Однако следует учитывать, что концепт в ряде случаев может не иметь субстантивного или какого-либо другого языкового выражения [3, с. 269-272]. Помимо концепта В.В. Красных вычленят понятие «когнитивной структуры», являющуюся содержательной формой кодирования и хранения информации, т.е. определенным образом сформированные и упорядоченные отделы когнитивного пространства, «элементарные когнитивные частицы знания», формирующие компетенцию индивида. При этом автор выделяет два типа когнитивных структур – феноменологические и лингвистические.
Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 2
Ссылка для цитирования:
Финикова И.В. ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ КАК ЗНАКОВАЯ ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ КОГНИТИВНОГО СОЗНАНИЯ ИНДИВИДА // Вестник науки №6 (15) том 2. С. 230 - 239. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1617 (дата обращения: 19.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019. 16+
*