'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (15) том 2
  4. Научная статья № 47

Просмотры  74 просмотров

Четыркина К.Д.

  


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ *

  


Аннотация:
В статье рассматривается воспитательная среда формирования патриотизма младших школьников общеобразовательной школы с опорой на психологопедагогические компоненты И.Ф. Харламова и компоненты образовательной среды В.А. Ясвина   

Ключевые слова:
Воспитательная среда, патриотическое воспитание, образовательная среда, младшие школьники, психолого-педагогические компоненты И.Ф. Харламова, компоненты образовательной среды В.А. Ясвина   


Российское общество и государство ожидает от своих граждан понимания, что они живут в великой стране и их предназначение - служить великому общему делу во благо процветания своей Родины и её народа. Но ожидания далеко не всегда соответствуют действительности. Тревожащей особенностью для современной ситуации в государстве является падение духовно-нравственных ценностей, дефицит патриотических чувств у значительной части подрастающего поколения. Под воздействием негативных процессов у подростков оказались разрушены такие традиционные нравственно-психологические черты как самоотверженность и патриотизм, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеалов, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов. В обществе, массовом сознании получили распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Очевидно, что для многих молодых людей материальные ценности преобладают над моральными. Когда деньги и другие блага выходят на первый план, о патриотизме почему-то забывают. Патриотическое воспитание подрастающего поколения - это одна из основных задач нашего государства, несомненно, заслуживающая самого пристального внимания. Чувство патриотизма играет важную роль в становлении и развитии личности, позволяет человеку стать полноценной личностью, достойным гражданином своей страны. Патриотизму нельзя научить. Его надо воспитывать в полном смысле этого слова с пеленок, когда эмоции и чувства значат больше, чем разум. Фундамент, на котором будет строиться наша дальнейшая картина мира, закладывает процесс воспитания, субъектом которого, в том числе выступает и школа. В условиях школьной подготовки патриотизм непосредственно должен формироваться с самой первой ступени обучения. Детство - это наиболее благоприятное время для осуществления гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. В школе ребёнок проводит достаточно большое количество времени, что является одним из основных аргументов для возможности и доступности организации и проведения патриотического воспитания. Патриотическое воспитание должно сформировать у подрастающего поколения правильное отношения к своей стране – умение ценить и уважать великую нелегкую историю своего народа, объяснить понятие добра и зла, сформировать представления о значимости России и привить чувство гордости за свою Родину. Для формирования чувства патриотизма в процессе воспитательной деятельности в школе необходимо знать не только сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые выступают как носители указанного чувства. Такими компонентами, по мнению И.Ф. Харламова, являются: 1. Потребностно-мотивационный компонент. Этот компонент в учебновоспитательном процессе формируется с помощью различных форм работы, создающие такие ситуации, в которых бы младшие школьники чувствовали любовь и гордость за свою Родину. Это могут быть такие формы работы, как участие в краеведческой работе, походы по памятным местам своего края, при этом дети переживают чувства привязанности к своей родной земле. 2. Когнитивно-интеллектуальный компонент. Этот компонент включает в себя более глубокое осмысление содержания патриотизма и особенностей его проявления в разнообразных видах деятельности младших школьников: в беседах, сообщениях на патриотические темы, проведение литературно-музыкальных гостиных, устный фольклор и т. д. 3. Эмоционально-чувственный компонент. Данный компонент формирует у младших школьников чувства патриотизма, взглядов и убеждений. 4. Поведенческий и волевой компоненты формируют у учащихся способности к волевым действиям в сфере патриотизма и культуры отношений между разными национальностями [1]. Помимо вышеуказанных внутренних психолого-педагогических компонентов хотелось бы обраться к компонентам В. А. Ясвина (предметно-пространственный, социальный, психодидактический), и в соответствии с их содержанием составить характеристику патриотического воспитания образовательной среды младших школьников. В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим уже в младшем школьном возрасте необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. Понятие патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом - это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Четыркина К.Д. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Вестник науки №6 (15) том 2. С. 244 - 250. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1619 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1619



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.