'
Табитуева Л.Д.
Использование игр с песком и водой в процессе развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста *
Аннотация:
в статье раскрывается проблема развития мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте. Представлено понятия «мелкая моторика», обозначены недостатки в развитии мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста. Обозначены возможные пути развития мелкой моторики посредством игр с песком и водой, охарактеризованы их потенциальные возможности.
Ключевые слова:
моторная сфера, мелкая моторика, дошкольный возраст, игровая деятельность, игры с песком и водой.
Важнейшей задачей системы дошкольного образования является всестороннее и гармоничное развитие ребенка. Одной из актуальных проблем, которая часто рассматривается в рамках психолого-педагогических исследований, является проблема развития мелкой моторики у детей, поскольку дошкольный возраст выступает в качестве подготовительного периода к школе и развитие мелкой моторики имеет важное значение в плане дальнейшего овладения ребенком письмом. Младший дошкольный возраст является периодом активного формирования моторной сферы и от развития моторных функций зависит развитие высших психических функций, таких, как мышление, память, внимание, речь и т.д. Современные условия жизни детей таковы, что они все меньше выполняют мелкие движения кистью: дети мало дома рисуют, мало играют с конструкторами, мозаикой, мало лепят из пластилина и все больше играют в компьютерные игры, смотрят мультипликационные фильмы. Недостаточное развитие мелкой моторики оказывает негативное влияние на процесс общего развития ребенка и затрудняет подготовку к школе. Анализ проблемы исследования был начат нами с анализа самого понятия «мелкая моторика». Исследователи отмечают, что незрелость в развитии моторных функций оказывает влияние на формирование значимых навыков и успешность учебной деятельности. По определению Б.А. Ашмарина мелкая моторика представляет собой двигательные качества, тесным образом связанные с психическими процессами [1]. По мнению С.Р. Прищепы, мелкая моторика выступает как совокупность скоординированных действий нервной, мышечной, костной систем в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук [4]. Мелкая моторика является частью моторной сферы в целом наряду с крупной моторикой. М.М. Кольцова отмечает, что развитие мелкой моторики в онтогенезе определяется анатомическим и функциональным дозреванием нервных волокон и налаживанием работы координационных уровней [2]. Младший дошкольный возраст характеризуется тем, что ведущей в этом возрасте является предметная деятельность. Дети активно взаимодействуют с разными предметами, исследуют их выполнения разные движения с ними. С одной стороны, предметная деятельность создает благоприятные предпосылки для развития мелкой моторики. С другой стороны качества развития мелкой моторики зависят от того, какие виды движений преобладают у ребенка, с какими предметами он взаимодействует и насколько разнообразными являются эти движения
Номер журнала Вестник науки №7 (7) том 2
Ссылка для цитирования:
Табитуева Л.Д. Использование игр с песком и водой в процессе развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста // Вестник науки №7 (7) том 2. С. 25 - 31. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/162 (дата обращения: 29.03.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018. 16+
*