'
Кулдыркаева И.Н., Спирина Л.И.
ВНЕДРЕНИЕ ПРОГРАММЫ АДАПТАЦИИ ДЛЯ НОВЫХ СОТРУДНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ *
Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности адаптации новых сотрудников в учреждении здравоохранения, а также предлагается программа адаптации, основанная на создании и поддержании организационной культуры и традиций учреждения здравоохранения
Ключевые слова:
адаптация, управление персоналом, здравоохранение, введение в коллектив
В настоящее время особое значение для работодателей приобретает проблема подбора кадров и последующее введение новых сотрудников в коллектив. Каждый руководитель учреждения стремится иметь сплоченный коллектив, и потому адаптация новых сотрудников является для него важной задачей. В то же время, в современном мире каждый человек сталкивается с необходимостью работать, а значит и вливаться в новый коллектив. Таким образом, проблема адаптации на новом месте работы становится актуальной и для самого сотрудника. Под трудовой адаптацией персонала принято понимать взаимное приспособление сотрудника и учреждения, основывающееся на постепенном включении сотрудника в процесс работы в новых для него профессиональных, психофизиологических, социально-психологических, организационно-административных, экономических, санитарно-гигиенических и бытовых условиях труда и отдыха. При этом, трудовая адаптация – процесс, который происходит на протяжении всей трудовой деятельности человека, поскольку производственная среда претерпевает постоянные изменения [2]. В процессе адаптации обычно выделяют четыре основных аспекта: профессиональный, психофизиологический, социально-психический и организационный [2]. Под профессиональной адаптацией понимается дополнительное освоение профессиональных знаний и навыков, формирование профессионально необходимых качеств личности. Часто руководители уверены, что если новый сотрудник – профессионал, то он должен сам понимать все свои функции, и заниматься его адаптацией не нужно. Однако быть профессионалом и обладать социальной компетенцией – не одно и то же. В действительности даже опытный сотрудник не может сразу знать все тонкости новой организации. Еще одна сложность заключается в том, что руководители не всегда знают, что именно хотят от нового сотрудника и соответственно не могут дать ему точные указания и предъявить ему конкретные требования [6]. Под психофизиологической адаптацией понимается освоение физических и психических нагрузок, уровня монотонности труда, санитарно-гигиенических норм производственной обстановки, ритма труда, удобства рабочего места, уровня шума и освещения и др. Особую актуальность психофизиологическая адаптация имеет в крупных организациях, где используются сложные технологии и существует опасность получения производственных травм. Но даже на стандартных, с точки зрения, организации труда предприятиях новому сотруднику необходимо некоторое время, чтобы привыкнуть к ритму работы и интенсивности нагрузок. Под социально-психологической адаптацией понимают включение работников в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, системой ценностей. Особые сложности могут возникнуть у человека, привыкшего диктовать свои правила, так как ему будет сложно вписаться в сложившийся коллектив. Новому сотруднику необходимо привыкнуть к коллективу и войти в состав формальных и неформальных групп [3, с.20]. Под организационной адаптацией принято понимать ознакомление с особенностями организационного механизма управления, местом своего подразделения и должности в организационной структуре предприятия. Особенно часто проблемы организационной адаптации возникают у сотрудников, которые устраиваются на работу впервые [4, с.35]. У них нет опыта организационного поведения, что приводит к возникновению сложностей в общении с коллегами. Соответственно можно выделить четыре основных комплекса проблем трудовой адаптации. Проблемы профессиональной адаптации: осознание требуемых навыков в соответствии со спецификой нового места работы; корректировка своих профессиональных навыков в соответствии со спецификой нового места работы; приобретение новых профессиональных навыков в соответствии со спецификой нового места работы; формирование необходимых для выполнения профессиональной деятельности качеств личности. Проблемы психофизиологической адаптации: освоение новых условий труда; организация режима труда в соответствии с требованиями организации и личным состоянием здоровья; организация отдыха в соответствии с принятыми санитарногигиеническими нормами; привыкание к психологическим нагрузкам. Проблемы социально-психической адаптации: установление межличностных отношений с коллегами; установление деловых отношений; установление отношений с руководством; принятие норм корпоративных отношений. Проблемы организационной адаптации: принятие структуры организации; осознание своего организационного статуса; принятие механизмов управления. Для любой организации важно сформировать эффективную систему адаптации, которая включает комплекс мероприятий, позволяющих сотруднику успешно освоить новую должность с минимальными потерями, как для себя, так и для учреждения. Эта система создается для преодоления возникающих трудностей в процессе адаптации, а также для повышения эффективности процесса приспособления к условиям работы в учреждении.
Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 2
Ссылка для цитирования:
Кулдыркаева И.Н., Спирина Л.И. ВНЕДРЕНИЕ ПРОГРАММЫ АДАПТАЦИИ ДЛЯ НОВЫХ СОТРУДНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ // Вестник науки №6 (15) том 2. С. 318 - 326. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1632 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019. 16+
*