'
Засорина О.С.
СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ «КАДРОВОГО ГОЛОДА» В ОАО «РЖД» ЧЕРЕЗ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРИ СОВМЕЩЕНИИ ПРОФЕССИЙ *
Аннотация:
в статье рассмотрен вопрос нехватки кадров на железнодорожных станциях, приведен сравнительный анализ должностных обязанностей работников, чьи должности могут быть совмещены при соблюдении технологии работы железнодорожных станций и безусловном выполнении безопасности движения поездов.
Ключевые слова:
нехватка кадров, техпроцесс, железнодорожная станция, обязанности работников, совмещение профессий
«Кадровый голод» на сети железных дорог ОАО «РЖД» — это ситуация, когда у холдинга возникает трудность с привлечением, а также удержанием квалифицированных специалистов. Важно рассмотреть обе складывающиеся проблемы: нежелание молодых специалистов трудоустраиваться в компанию после получения образования и увольнение уже опытных сотрудников. Это может быть вызвано различными факторами: недостаточностью кадрового резерва, низкой привлекательностью условий труда, сложностью в самореализации, непониманием дальнейших перспектив развития и другими.В случае с ОАО «РЖД», на сегодняшний день, компания сталкивается с нехваткой опытных инженеров, техников, локомотивных бригад и других специалистов, необходимых для обеспечения бесперебойной работы железнодорожного транспорта. Это может затруднять бесперебойное выполнение технологических операций, обслуживание инфраструктуры и обеспечение безопасности перевозок.Для преодоления сложившейся ситуации необходим комплекс мер, направленных на улучшение условий труда, переоценку системы подготовки сотрудников, укрепления взаимодействия с образовательными организациями, совершенствование системы стимулирования персонала. Важно также разработать долгосрочную стратегию управления кадрами, чтобы обеспечить устойчивое развитие компании и эффективное функционирование железнодорожного транспорта. Холдинг ОАО «РЖД» уделяет внимание снижению тяжести и напряженности трудового процесса, поэтому эргономика организации рабочего места выходит на один ряд с подготовкой кадров. На данный момент уже осуществляется обучение специалистов в ОАО «РЖД» через систему непрерывного развития, включающую «Корпоративный университет ОАО «РЖД»», отраслевые вузы, внутренние учебные центры. Для совершенствования системы стимулирования персонала в ОАО «РЖД» предлагается внедрение следующих мер:Увеличение нематериальных механизмов мотивации: вовлечение сотрудников в общие дела и проекты, создание благоприятной атмосферы на рабочем месте, улучшение условий труда и обеспечение современной спецодеждой.Повышение значимости справедливых поощрений: разработка и внедрение системы, которая позволит сотрудникам видеть прямую связь между их усилиями и получаемыми вознаграждениями.Обеспечение механизма обратной связи: регулярное проведение анкетирования персонала для оценки уровня удовлетворенности работой и условиями труда, а также организация встреч с руководством для обсуждения текущих проблем и предложений по их улучшению.Эти меры позволят повысить мотивацию сотрудников, улучшить качество их работы и укрепит корпоративную культуры в компании ОАО «РЖД».Совмещение профессий (должностей) в ОАО «РЖД» регулируется рекомендациями, утвержденными распоряжением от 15 июня 2009 г. N 1229р, в которых указывается, что работники могут совмещать профессии в смежных структурных подразделениях филиала ОАО «РЖД» или в структурных подразделениях смежных филиалов ОАО «РЖД». Это позволяет оптимизировать расходы на оплату труда и численность работников.Решение о целесообразности совмещения профессий принимает руководитель филиала ОАО «РЖД» в случае совмещения в одном филиале, или руководители смежных филиалов в случае совмещения между филиалами. Основанием для принятия решения служат финансово-экономические расчеты и предложения об изменении смежных технологических процессов [1].При совмещении должностей необходимо разработать регламент взаимодействия между структурными подразделениями, который утверждается руководителем филиала. Также устанавливается порядок оплаты и учета работ, выполняемых по совмещаемым профессиям (должностям). Важно помнить, что совмещение профессий должно быть организовано таким образом, чтобы работник имел технологические перерывы и был готов к выполнению дополнительных обязанностей в соответствии с требованиями охраны труда и своей профессиональной подготовкой.Рассмотрим должности, которые возможно совместить на железнодорожных станциях.Должности дежурного по железнодорожной станции и оператора при дежурном, может представлять определенные сложности в совмещении и требовать высокой квалификации сотрудника. Дежурный по станции отвечает за обеспечение безопасности и нормального функционирования работы станции, в то время как оператор в большей мере обеспечивает обмен информацией между поездным диспетчером, соседними станциями, ведет документацию и отвечает за информацию в графике движения поездов. Совмещение этих двух должностей может быть возможно в рамках сменного графика работы или при особых условиях, когда на станции низкая загрузка дежурного по железнодорожной станции и оператора, что и дает возможность одновременного выполнения обязанностей. Однако, необходимо учитывать, что обе должности требуют высокой концентрации, быстрой реакции на изменения ситуации и умения принимать верные решения в экстренных ситуациях. Поэтому загрузка должна быть тщательно рассчитана. Также необходимо учитывать нагрузку на сотрудника и обеспечить ему необходимые условия для выполнения задач без потери качества работы и без ущерба для безопасности движения.Следующее возможное совмещение профессий приёмосдатчика груза и багажа и приёмщика поездов. Основные аспекты работы приёмосдатчика груза и багажа включают в себя прием и погрузку грузов, багажа и грузобагажа в пути следования поезда, а также их учет и сопровождение, обеспечение рационального размещения груза в вагоне, оформление сопроводительных документов при приеме груза к перевозке и его сдаче на станциях назначения, обеспечение погрузки и выгрузки груза на станциях назначения в установленное время стоянки поезда. Основные задачи приёмщика поездов заключаются в организации грузовых и коммерческих операций по приему, взвешиванию, погрузке, сортировке, перегрузке, выгрузке, хранению и выдаче грузов и багажа, перевозимых различными видами транспорта, проверка правильности размещения и крепления грузов на открытом подвижном составе. Проанализировав должностные обязанности вышеприведенных работников, можно сделать вывод о возможности совместить эти должности.Не исключено совмещение обязанностей у помощника машиниста и кондуктора грузовых поездов в местных грузовых поездах. Помощник машиниста работает в составе локомотивной бригады, помогая машинисту управлять поездом и следить за его техническим состоянием. Он отвечает за подготовку локомотива к рейсу, контроль за приборами и обстановкой на путях, а также за безопасность движения. Кондуктор грузового поезда, в свою очередь, отвечает за обслуживание и координацию работы грузовых поездов на железнодорожной инфраструктуре. Его обязанности включают закрепление подвижного состава, прицепка и отцепка вагонов на станциях железнодорожного участка, обеспечение безопасности движении по железнодорожным путям [2]. Кондуктор грузовых поездов также отвечает за управление процессом и взаимодействие с другими членами экипажа и персоналом железнодорожных станций. Помощник машиниста сосредоточен на технической стороне управления поездом, в то время как кондуктор грузовых поездов занимается обслуживанием и координацией работы грузовых поездов. Обе профессии требуют высокой ответственности и профессионализма, но предполагают разный набор знаний и навыков. Если на железнодорожной станции или в отдельном парке происходит спад грузовой работы, то составитель поездов может выполнять еще и обязанности кондуктора грузового поезда.Возможно совмещение должностей составителя поездов и кондуктора грузовых поездов. Составитель поездов играет ключевую роль в обеспечении безопасности железнодорожного транспорта на железнодорожных станциях. Его основные обязанности включают формирование составов на сортировочных и участковых станциях, контроль правильности сцепления вагонов и соблюдения габаритов. Также составитель поездов участвует в расформировании составов и подаче вагонов под грузовые операции. В обязанности кондуктора входит руководство маневровой работой составного поезда на промежуточных и сортировочных станциях, осуществление документарной приёмки груза в вагоны.Следующий предлагаемый вариант: составитель поездов и сигналист. Обязанность составителя поездов - укладка (изъятие) тормозных башмаков, установка (съем) тормозных упоров для закрепления составов и вагонов на путях железнодорожной станции, можно совместить с обязанностями сигналиста - ограждение и закрепление поезда тормозными башмаками и ручными тормозами при остановке его на перегоне. Также выполнение маневровой работы, руководство действиями рабочих, участвующих в маневровой работе с обслуживаемыми сборными, вывозными и передаточными поездами на промежуточных железнодорожных станциях и обеспечение безопасности движения при сопровождении поездов и производстве маневровой работы можно совместить с обязанностями маневровой работы составителя поездов [3].По должностным обязанностям можно и дальше приводить варианты совмещения профессий. В основном, их применение возможно на станциях и железнодорожных линиях, где наблюдается спад объемов работы. Но встает вопрос: насколько целесообразно совмещение должностей на крупных сортировочных и участковых станциях (внеклассных, первого класса) [4].Как показали исследования данной проблемы на Юго-Восточной железной дороге целесообразнее всего совмещение должностей составителя поездов и сигналист, а также приемосдатчика груза и багажа и приемщика поездов. Остальные работники станций загружены и последующие совмещения обязанностей не представляются возможными. Причем, при рассмотрении варианта совмещения сигналиста и составителя поездов, прослеживается возможность этого только при приеме поездов, поступающих в расформирование и отправлении поездов своего формирования. При приеме и выполнении технологических операций с транзитными поездами без переработки, позицию сигналиста следует сохранить. При проведении хронометража, а также при нормировании времени выполнения операций продолжительность обработки составов в парках прибытия и отправления изменилась незначительно на время, затрачиваемое составителем на проход к месту проведения операций. При совмещении одного из двух сигналистов с составителем поездов коэффициент загруженности составителя и сигналиста увеличился на 0,3 часа в сутки и остался менее 0,8 [5]. Не менее важным становится вопрос: кем в дальнейшем будут работать сотрудники, чьи должности совместили и их штатные единицы высвободились. Необходимо предусмотреть переобучение данных работников с вероятностью штатных должностей как на этой станции, так и на ближайших станциях участка.
Номер журнала Вестник науки №7 (76) том 1
Ссылка для цитирования:
Засорина О.С. СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ «КАДРОВОГО ГОЛОДА» В ОАО «РЖД» ЧЕРЕЗ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРИ СОВМЕЩЕНИИ ПРОФЕССИЙ // Вестник науки №7 (76) том 1. С. 108 - 115. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/16613 (дата обращения: 20.05.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*