'
Кужева А.В.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДЕТОКС. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ *
Аннотация:
в статье анализируется взаимосвязь психологического здоровья учащихся дополнительного образования с занятиями на музыкальном инструменте и взаимосвязь психологического здоровья с информационным детоксом на занятиях.
Ключевые слова:
психологическое здоровье, информационный детокс, дополнительное образование, музыкальное образование
Современные информационный технологии неотрывно вошли в нашу повседневную жизнь, охватывая все сферы человеческой жизнедеятельности. Нынешнее время – время активного развития информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых и интернет-технологий. Актуальность данной статьи заключается в том, что современные подростки и молодежь — это «цифровое поколение», ведь их взросление происходит неразрывно от технологий: многие еще в дошкольном возрасте получили доступ к гаджетам и, что самое главное, к сети Интернет. Они проводят в Сети значительную часть своего времени, как правило, отдавая предпочтение виртуальному миру и общению, особенно в последнее время, в которое появилось гораздо ограничений, связанных с пандемией Covid-19, и, далеко не всегда это времяпрепровождение положительно сказывается на эмоциональном состоянии и психологическом здоровье в целом.Целью данной работы является выявление влияния отказа от использования цифровых устройств во время игры на музыкальном инструменте на психологическое здоровье учащихся.Термин «психологическое здоровье» был введен в активное использование не так давно И. В. Дубровиной, которая подчеркивает, что психологическое здоровье «является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности» [5.]. История формирования данного термина происходила постепенно: в конце 19 века психиатры рассматривали психическое здоровье человека лишь в рамках психиатрической науки и невропатологии, как следствие телесных срывов на несовершенство реальности. З. Фрейдом же был основан иной подход, новаторский для того времени, ведь он понимал многие психические нарушения как следствие внутриличностных конфликтов, которые тревожат даже здоровых людей, предполагая, что весь спектр негативных эмоциональных переживаний (депрессия, тревожность и др.) – субъективная сторона этих конфликтов, возникающих при рассогласовании целей, которые ставит перед собой человек, и средств их достижения [6].Современные психологи и психотерапевты выделяют четыре составляющих индивидуального здоровья человека: физическое, психическое, духовное и социальное. А. Г. Щедрина транслирует собственную схему подхода к оценке здоровья человека, в которую обязательно входят резервные возможности организма, уровень моральных и ценностно-мотивационных установок [7]. Поскольку любая личность рассматривается и оценивается в контексте социума, мы можем сказать, что в последние годы социум все больше переходит в виртуальное пространство. В связи с этим Ж. Бодрийяр писал, что "...виртуальность есть то, что идет на смену реальному и знаменует собой его окончательное разрушение…” [8 с. 39].Современная молодежь пытается угнаться за всё более ускоряющимся миром, пропуская через себя огромный поток информации из цифровой реальности. А информация, которой слишком много, становится весьма токсичной для нашего мозга. Негативная, недостоверная, информация, которая вызывает тревогу, бесполезный информационный мусор вводит мозг в состояние стресса. Токсичным становится длительное пребывание в виртуальной реальности, которое высасывает энергию и ворует время.На основе данных фактов в 2018 году выделился термин «Цифровой детокс», появление которого связывают с именем медиаконсультанта Блейка Сноу. «Цифровой детокс (англ. Digital detox) — временный сознательный отказ от использования смартфонов, компьютеров, планшетов и других устройств с целью снятия стресса, погружения в реальное общение, творчество или работу» [9]. Исследователи цифрового детокса выделяют следующие причины, по которым каждому человеку рекомендовано обращаться к данной практике: повышение концентрации внимания, налаживание связей с самим собой и окружающим миром, повышение осознанности и продуктивности. Как отмечает американская исследовательница интернета и автор книги «Ловушки отвлеченного внимания: как сфокусироваться в цифровом мире») Фрэнсис Бут, «цифровой детокс дает не только возможность вернуться к собственным ритмам жизни, наладить связь с собой, но также открывает путь к новым идеям и решениям, которые наконец-то могут оформиться в сознании просто потому, что оно не будет сфокусировано на миллионе открытых окон и лишних коммуникациях» [10 с. 25].Одной из наиболее популярных практик цифрового детокса является игра на музыкальных инструментах. Исполнение любимой музыки, освоение музыкальных инструментов, погружение в звуковую среду и музыкальное творчество являются мощнейшим инструментом для работы с психикой. Поступая через слуховой анализатор в кору головного мозга, музыкальный звук распространяется на подкорковые центры, спинной мозг и дальше – на вегетативную нервную систему и внутренние органы, тонизируя или успокаивая, что оказывает прямое воздействие на психологическое здоровье.Исследователи музыкальной терапии и, в частности Антонио Манагетти, подчеркивает, что прекрасной практикой для эмоциональной и ментальной разрядки, преодолению зажимов, является игра на ударных инструментах [11], поскольку ритм – основа музыки и человеческий организм порой даже неосознанно воспринимает ритм, что позволяет сделать его прекрасным инструментом и для цифрового детокса.Ещё один инструмент погружения в творчество, музыку и отрешения от цифровых устройств – это музыкальная импровизация, доступная любому. Доктор Чарльз Лимб, хирург и преподаватель в консерватории Пибори, не один год занимается изучением психофизиологических особенностей импровизации, он подчеркивает, что в случае спонтанного творчества наблюдаются та же мозговая активность, что и в состоянии медитации, а её польза для развития доказана такими учеными как К. Юнг, Т. Эриксон, Р. Монро и др. «В случае импровизации очевидно, что во время спонтанного творческого состояния наблюдается дезактивация в дорсолатеральной префронтальной коре. Подобное характерно также и для других измененных состояний сознания, когда люди находятся в «состоянии потока»» [2].Как показало исследование Н.Э. Таракановой, такое состояние позволяет субъекту выйти к неожиданным смыслам, открыть новые способности. Такие переживания обладают возможностью сопровождать и, одновременно, мотивировать деятельность к дальнейшему продолжению. Подобный мотивационный конструкт исследователи называют «эйфорической мотивацией». Г.Г. Нейгауз называл это состояние «островом радости» [3, с.121]. В своих книгах он подчеркивает, что импровизировать может каждый, но с выполнением определенной программы занятий, чтобы научиться делать это профессионально. Подчеркивает обязательный слуховой контроль: «Необходимо вслушиваться, вслушиваться и еще раз вслушиваться в музыку, будь то джаз или импровизация».В процессе наблюдения и опроса учащихся, что изучают музыкальное искусство в центре дополнительного образования «АРТ» был выявлен практически полный отказ от использования социальных сетей и мессенджеров на занятиях, что является показателем цифрового детокса в данной среде. Среди учащихся повышался уровень социальной активности, уровень творческого самовыражения и регулирования эмоционального состояния через игру на музыкальных инструментах.Исследование показало, что 83,4% учащихся испытывали усталость от использования цифровых устройств, и, можно утверждать, что музицирование – прекрасный цифровой детокс, поскольку 97% опрошенных готовы сознательно отказаться от использования гаджетов во время игры на музыкальном инструменте, а 83,3% не испытывают даже желание использовать социальные сети во время занятий (рисунок 1, 2).Рисунок 1. «Готовы ли вы сознательно отказаться от использования социальных сетей, мессенджеров, игр, во время музицирования?».Рисунок 2. «Возникает ли у вас желание использовать цифровые гаджеты в процессе игры на музыкальном инструменте?».Также исследование подтвердило, что игра на музыкальном инструменте регулярно доставляет подросткам и молодежи положительные эмоции, что немаловажно для учебного процесса, а также позволяет переключиться от нахождения в цифровом пространстве (рисунок 3).Рисунок 3. «Приносят ли вам занятия на инструменте положительные эмоции?».Таким образом, можно прийти к выводу, что музыка, а в частности игра на музыкальных инструментах является отлично показывающим себя методом цифрового детокса, имеющим благотворное влияние на психологическое здоровье получением эмоциональной разрядки, регулированием эмоционального состояния, подростков и молодежи, обучающейся на базе центра дополнительного образования «АРТ» г. Минска.
Номер журнала Вестник науки №7 (76) том 1
Ссылка для цитирования:
Кужева А.В. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДЕТОКС. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №7 (76) том 1. С. 317 - 324. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/16649 (дата обращения: 16.05.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*