'
Галяутдинов И.М., Чернышов М.М.
ОБРАЗ БОГЕМИИ В ТРУДАХ ЯНА ГУСА В РАМКАХ ДИСКУССИИ О КУТНОГОРСКОМ ЭДИКТЕ *
Аннотация:
в статье объектом исследования является образ Богемии в ранних трудах Яна Гуса. Автором рассматривается вопрос формирования идеи о богоизбранности чехов в рамках дискуссии о Кутногорском эдикте в защиту прав чешской народности.
Ключевые слова:
национальность, домодерновая нация, народности, Пражский университет, Чехия, Богемия, ранняя реформация, гуситские войны
Наиболее полным посланием в плане представлений Гуса о Богемии, о чехах и короле является Защита Кутногорского эдиктa [1]. Здесь Гус отвечает на претензии со стороны немцев по поводу вышеназванного эдикта, что представляет из себя полемику в текстовой форме.В качестве одного из основополагающих прав он использует тезис о первенстве чешского народа в виду его связи с королем [1]. Именно о чехах король обязан заботиться больше, поэтому эдикт можно считать обоснованным. Далее он ссылается на право короля по своему усмотрению организовывать королевство и университет так, как он посчитает необходимым сделать это [1]. Далее Гус говорит о том, что желание короля даровать подобную привилегию иметь три голоса в пражском университете подчеркивает значимый статус чехов, как для короля, так и в целом для университета и королевства [1]. На основе приведенных аргументов можно говорить о статусе чехов об объекте исключительного отношения короля, поскольку именно они обладают преимуществом перед другими народами на получение его милости. В свою очередь немцам он напоминает о смирении перед волей светского правителя, что выражается в пятом пункте.[1]Следующим пунктом в защите Кутногорского эдикта Гус прямо заявляет об исключительности чешского народа, называя его передовым, и вновь говорит о праве короля на подобное милосердие, особенно если речь идет о чехах[1] Данная идея основывается на Священном писании, где Бог опекает свой народ, по аналогии и король может опекать свой богоизбранный народ. Поэтому чешский народ имеет право первенствовать в решении вопросов, связанных с управлением Пражским университетом.Далее, говоря о праве чехов на три голоса, Гус утверждает, что согласно заповеди, никто не должен претендовать на имущество соседа своего [1].Так и тевтонцы (немцы) не должны покушаться на собственность чешского народа, а именно на его право распоряжаться своей землей, хозяином которой они являются.После всего вышесказанного Гус, опираясь, с одной стороны, на идеологическое наследие времен Карла IV обосновывает равенство чехов и немцев в праве иметь политическое и культурное влияние внутри пражского университета. По мнению Гуса чехи преодолели разрыв между ними и немцами и более не нуждаются в их покровительстве и отныне могут сами управлять как университетом, так и страной в целом.[1] Здесь мы видим, как политико-идеологическая деятельность Карла IV находит прямое отражение в устах Яна Гуса. С одной стороны он ссылается на слова Непобедимого Короля о Чехии как о возлюбленной им страны, обывателей которой он хочет превратить в образованных мужей, способных управиться со своей страной, с другой отвергает слова короля об иноземцах, у которых призывал он Чехов учиться. Гус считает, что гости, приглашенные для того, чтобы привить чехам науки давно стали хозяевами, поэтому во исполнение воли короля необходимо согласиться с Эдиктом 1408 года [1].Поскольку данный документ является своеобразным программным документом национальной партии в Пражском университете, можно выделить те составные понятия об особенностях Чешского королевства, которые определяют его как отличный субъект.В первую очередь стоит подробнее разобрать понятие о чешском народе. Ян Гус часто апеллирует к нему и видит в нем основную аудиторию своих проповедей. Здесь мы видим эволюцию представлений о чехах со времен Карла. Если в “Чешской хронике”, которая была выполнена по заказу короля, автор как бы вписывает чехов во всемирный эсхатологический процесс [2], то здесь уже чехи являются составным элементом на более прочных основаниях. Чехи не только приравниваются, но и обозначаются как субъект и владелец самой земли Чешской. [1]Также развиваются идеи о богоизбранности чехов. Как мы уже отмечали выше, данная идея развивалась на протяжении долгого времени до событий гуситских войн. Основным поводом для более широкого развития стоит считать превращение Чехии в центр Священной Римской империи, то есть в центр христианского мира.[3] Несмотря на то, что король Чехии Вацлав IV утратил титул римского императора, тезисы об особой роли чешского народа еще долго бродили по Богемии. Поэтому неудивительно, что это обрело свое развитие в речах Гуса.Как уже было сказано выше Гус часто апеллирует к чешскому народу и зачастую данное понятие приравнивается к пастве. Корнем данного смешения можно назвать одно событие, привлекшее повышенное внимание к деятельности Гуса.Дело как раз в повышенном внимании папы на деятельность пражского университета. Проблема заключалась в том, что результаты научных изысканий сотрудников университета не радовали Рим. С одной стороны, они работали на усиление и поддержку короля Вацлава IV, с другой стороны постулировали идеи о пересмотре церковных столпов.Протекция короля позволяла Гусу проповедовать то учение, которое он считал нужным. Постепенно растет число его слушателей, Вифлеемская часовня, в которой, в основном, Гус и проповедовал, постоянно наполнялась огромным количеством прихожан.Именно в этот период его деятельности Гус сформировался окончательно Его учение, явившееся окончательным вариантом идей реформирования церкви, некогда изложенными Виклифом, Вальдгаузером Миличем нашло свою опору в лице слабой королевской власти Вацлава IV и его социальной базы в виде бюргерства и мелкопоместного дворянства.
Номер журнала Вестник науки №7 (76) том 1
Ссылка для цитирования:
Галяутдинов И.М., Чернышов М.М. ОБРАЗ БОГЕМИИ В ТРУДАХ ЯНА ГУСА В РАМКАХ ДИСКУССИИ О КУТНОГОРСКОМ ЭДИКТЕ // Вестник науки №7 (76) том 1. С. 399 - 403. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/16660 (дата обращения: 20.05.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*