'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (76) том 1
  4. Научная статья № 70

Просмотры  94 просмотров

Перфильева Ю.А.

  


САТИРА И КРИТИКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА В РОМАНАХ ВИКТОРА ПЕЛЕВИНА *

  


Аннотация:
статья посвящена анализу произведений В.О. Пелевина, в которых автор рисует яркий и провокационный образ потребительского общества, обличая его абсурдность и поверхностность. Используя своеобразное сочетание метафор, иронии, аллюзий и философских концепций, Пелевин создаёт тексты, в которых отражается его видение современного мира, переполненного информационным шумом, маркетинговыми трюками и потребительской манией. Статья рассматривает характерные приёмы автора, механизмы сатиры и специфический слог, через которые читатель может увидеть критический взгляд Пелевина на социальные и культурные явления, в том числе на коммерциализацию духовных ценностей и искажение человеческого самосознания.   

Ключевые слова:
Виктор Пелевин, потребительское общество, русская литература, постмодернизм, сатира, симулякр, абсурд, духовные ценности, философия, Бэтман Аполло, Священная книга оборотня, Поколение ПИ   


Виктор Пелевин — один из самых загадочных и проницательных писателей современности, который известен своим особым взглядом на потребительское общество. Его романы — это путеводители по лабиринтам постмодернистской действительности, отражающие динамику и противоречия эпохи.Современный человек не испытывает проблем с приобретением каких-либо товаров или услуг, поскольку капиталистическая политика совершенствуется в сторону всё более быстрых, лёгких и доступных покупок. Развивается интернет-коммерция, микрофинансовые и кредитные конторы, а также агрессивная таргетированная реклама, внушающая людям их вкусы, интересы и потребности.Данные факторы сыграли роль в формировании особой культуры потребителей, которые приобретают больше, чем им нужно. Потребности в покупках перерастают физические и становятся механизмом удовлетворения психоэмоциональных желаний и собственного самолюбия. Это приводит к тому, что люди совершают приобретения не ради себя, а ради фарса перед другими. Глобализация навязывает обществу массовую культуру потребления, когда каждый пытается выглядеть статуснее другого, за счёт дешёвых трюков с кредитами и необдуманными тратами.Сатира служит Пелевину инструментом для обнажения глубинных пороков общества, его склонности замещать культурные и духовные ценности материальным потреблением. В текстах писателя просматриваются разновидности потребительского поведения. Он показывает накопление и демонстративное расточительство не вещей и материальных ценностей, а знаков, среди которых наиболее востребованы симулякры «счастья», «молодости», «свободы», «власти» и «престижа».В романе «Generation П» демонстрируется, как массовая культура и реклама формируют сознание людей, превращая их в пассивных потребителей и манипулируя желаниями. В произведении описывается постсоветское государство, активно перенимающее эталоны потребления у преуспевающего в этом отношении Запада: «Как бы там ни было, эти дети, лежа летом на морском берегу, подолгу глядели в безоблачный синий горизонт, пили теплую пепси-колу, разлитую в стеклянные бутылки в городе Новороссийске, и мечтали о том, что когда-нибудь далекий запрещенный мир с той стороны моря войдет в их жизнь. Прошло десять лет, и этот мир стал входить — сначала осторожно и с вежливой улыбкой, а потом всё увереннее и смелее» [2, с. 9]. Таким образом писатель остроумно обозначает недавние общественные изменения, указывая на пародийный и подражательный характер совершённых в стране преобразований Он использует ироничное олицетворение, как насмешку над обществом, которое позволяет внедрять в себя сомнительные ценности, ведясь и покупаясь на продажные, но якобы свободные идеи и установки.Главный герой романа Вавилен Татарский волей случая становится криэйтором и создаёт рекламу, играющую на чувствах потребителей. Криэйторы продают не продукты, не товары и услуги, а иллюзию счастья, статуса, принадлежности к престижному сообществу, иллюзию превосходства над другими потребителями. Таким образом происходит подмена ценностей и создаётся гиперреальность, где реклама, потребности, интересы, вкусы и принципы связаны друг с другом информационными импульсами.Действительность вытесняется и заменяется на знаки, управляющие культурой, сексуальностью, человеческими отношениями.Поэтому персонаж Лиса А из романа «Священная книга оборотня» делится с читателем сокровенным знанием: «Знаешь, в чём тайный ужас здешней жизни? Когда ты покупаешь себе кофточку, или машину, или что-то еще, у тебя в уме присутствует навеянный рекламой образ того места, куда ты пойдёшь в этой кофточке или поедешь на этой машине. Но такого места нет нигде, кроме как в рекламном клипе. Сквозь радость шоппинга просвечивает невыносимое понимание того, что весь наш мир — огромный лыжный магазин, стоящий посреди Сахары: покупать нужно не только лыжи, но и имитатор снега» [5, с. 179]. В её словах Пелевин прибегает к метафорам и аллюзии, для наиболее яркого изображения абсурдности культурного кода. Он как бы намекает на то, что, попав однажды в этот замкнутый порочный круг купли-продажных отношений, выбраться будет практически невозможно. Автор показывает, насколько глубоко в сознание проникает маркетинг и насколько мощные механизмы манипуляций он использует на личности и на обществе в целом.Героиня романа «Бэтман Аполло» Софи замечает: «Ты становишься генератором визуальных образов, которые в идеале должны вызывать чужую зависть. Ты всё время занят перформансом, который должен убедить других и тебя самого, что ты успешен и счастлив. Ты всю жизнь работаешь источающим боль манекеном, сравнивающим себя с отражением других восковых персон» [4, с. 315]. Пелевин сравнивает типичного потребителя с манекеном, т.е., с безжизненным и неодушевлённым предметом, пародией и имитацией человека. Люди превращаются в социальных соперников, которые соревнуются в успешности собственной фальши. Члены социума не заботятся об индивидуальности, они живут наигранностью, пафосом, ложной демонстративностью. Так человечество, обретя культ симулякра успеха, начинает деградировать личностно: смыслообразующим фактором жизни становится не достижение целей, а убеждение в этом других.Таким образом писатель не только критикует погоню человечества за брендами, престижем и собственной уникальностью перед другими людьми, но и обличает глубинный замысел такого поведения: общество, рассчитывая подтвердить свой социальный и материальный статус и получить удовольствие от приобретения определенного товара, превращает всю реальность в симулякр. Жизнь становится подделкой, в которую верят все, кто её создавал.В поздних и более современных романах культура потребительства порождает проблемы трансгуманизма, когда люди, доверив свои потребности роботам и нейросетям, опускаются до своего примитивного начала и их главными интересами становятся гедонизм и вечное наслаждение в прямом смысле. В книге «Transhumanism Inc.» запросы человека возрастают до бессмертия. Техническая эволюция позволила победить такие естественные жизненные процессы, как старение и смерть, с помощью отделения мозга от тела и помещения его в специальное устройство — «банку». Такая опция доступна лишь обеспеченным жителям планеты, ведь вечное существование необходимо заранее оплатить и даже после физической смерти нужно зарабатывать на продление услуг бессмертия.Это привело к массовой моральной и духовной деградации человечества. У героев романа отсутствуют традиционные семейные ценности, смещается понятие любви и дружбы, милосердие и гуманность подменяются циничностью и жестокостью.Персонажам доступны новые физиологические возможности, благодаря специальным ошейникам с чипами — Пелевин называет их «кукуха». Эти устройства меняют восприятие реальности в зависимости от разных факторов, например, от количества средств на балансе или от воздействия рекламы, которая транслируется прямо в мозг. Несмотря на доступность таких «благ», которые люди с удовольствием потребляют, они остаются рабами этой системы. «Реальность в наше время — это платформа, находящаяся в частной собственности, и, если вам что-то не нравится, вас никто не заставляет держать здесь свой аккаунт» [3, с. 80]. Рекламные корпорации формируют за человека его вкусы, интересы, принципы и мнения, а сам потребитель становится подобием зомби, который не властен над собственным разумом. «В вашем личном нет ничего личного. Всё, что вы считаете "своим" — это обрывки чужих историй, собранные вместе вашим мозгом» [3, с. 572].В «Transhumanism Inc.» мир лишён адекватного понятия религии. Богом считается создатель корпорации, продающей бессмертие — Атон Гольденштерн. Через чипы он способен узнавать мысли людей и карать за неугодные ему, он может влиять на восприятие жизни. Гольденштерна никто никогда не видел и есть даже те, кто не верит в него. Кроме этого, простым людям нельзя даже упоминать его имя. При этом, сам Гольденштерн является таким же человеком, который создал технологию бессмертия и переехал в «банку». Из этого следует, что даже вера у человечества фальшивая, и вся реальность поддельная, она представляет собой только симуляцию жизни.Описываемая картина действительности является результатом стабильного и беспрекословного подчинения рабской системе потребительства. Человечество с малых лет привыкает к разобщённости, одиночеству, социальному соперничеству и эгоцентризму. Отношения превращаются в гонку за выгодой даже между членами семьи. Массовое сознание работает так, что людям неинтересно ничего вокруг, кроме бесконтрольного потребления всего навязываемого, ради хвастовства [1, с. 91].Таким образом в романах Пелевина можно проследить эволюцию развития потребительского общества от ранних до поздних романов. В романе «Generation П» 1999 года описывается начало проникновения разрушительных западных ценностей потребления в постсоветскую культуру. Люди стали приобретать товары, навязанные рекламой, чтобы казаться статуснее, счастливее, привлекательнее и успешнее перед другими людьми. В сравнительно новом произведении «Transhumanism Inc.» автор отражает знакомую реальность в гипертрофированном и гротескном виде, обнажая человеческий порок потребительства, доведённый до абсурда. Социум настолько привык к готовой информационной продукции, что уже перестал думать, осмыслять, анализировать, любить и разбираться в чём-либо.Каждый из романов Пелевина пронизан иронией и откровенной насмешкой над абсурдностью массового сознания. Финалы романов свидетельствуют о негативной оценке писателя: стремление человека всё время тешить своё эго ложными и фальшивыми способами неизбежно приводит к катастрофе, в первую очередь личностной.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (76) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Перфильева Ю.А. САТИРА И КРИТИКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА В РОМАНАХ ВИКТОРА ПЕЛЕВИНА // Вестник науки №7 (76) том 1. С. 429 - 435. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/16665 (дата обращения: 20.05.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/16665



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.