'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (76) том 1
  4. Научная статья № 134

Просмотры  66 просмотров

Судакова С.С., Жилина Л.В., Баева Д.Н.

  


ВЛИЯНИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ ЗАДАТКОВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БЛОКИРУЮЩИХ *

  


Аннотация:
центральный блокирующий – это первая линия защиты от атак противоположной команды. Они ответственные за то, чтобы запомнить, как каждый нападающий противник проводит атаку и как они позиционируют себя на площадке, чтобы их заблокировать. Для выполнения сложного игрового действия центральному блокирующему необходимо учитывать время полета мяча, длительность собственных движений, сопоставлять пространственные ориентиры в процессе их выполнения. При этом блокирующее действие, выполняемое центральным блокирующим, в волейболе можно рассматривать как совокупность психомоторных реакций, протекающих и связанных между собой в направленном противостоянии активным действиям противника над сеткой.   

Ключевые слова:
волейбол, центральный блокирующий, блокирующие действия, соревновательная деятельность, психомоторные способности   


В настоящее время волейбол является распространенной игрой, которая характеризуется эмоциональностью и доступностью, основанной на простоте правил и не сложности оборудования. Соревновательная деятельность в волейболе характеризуется динамичностью игры, командным взаимодействием, тактическим разнообразием, физической и психологической нагрузкой волейболистов.Центральный блокирующий – это первая линия защиты от атак противоположной команды [1]. Игроки такого амплуа, как правило, атакуют из 3-й зоны.Главной задачей центральных блокирующих в волейбольной команде является защита своей площадки от атакующих действий команды соперника [2]. Для повышения эффективности выполнения блокирующих действий необходимо развивать способности выполнения сложно-координационных действий и ответных реакций [3].Анализ теоретической литературы по изучению особенностей технико-тактических действий центральных блокирующих побудил нас к проведению исследовательской работы. Целью исследования является изучение влияния психомоторных задатков центральных блокирующих на эффективность их соревновательной деятельности. Исследование было проведено на базе спортивной команды по волейболу «Пегас» «НИУ БелГУ».В ходе исследовательской работы проводилось педагогическое наблюдение в процессе соревновательной деятельности. Показателями эффективности выполнения блокирующих действий являлись: объем блокирования (количество блоков за партию), количество выигранных блоком очков, количество ошибок при выполнении блока.Контрольное тестирование проводилось в начале и в конце педагогического эксперимента. В процессе изучения психомоторных задатков у центральных блокирующих нами использовались следующие методики:1. Для тестирования вестибулярной устойчивости и равновесия у спортсменок – проба Ромберга 3.2. Тестирование РЧД (для анализа показателей чувствительности к времени, пространству и усилий).Полученные результаты центральных блокирующих переводились в проценты, и обработка результатов тестирования компонентов РЧД осуществлялась по следующей схеме: отличный результат – 95 %, удовлетворительный результат – от 90 до 94 %, неудовлетворительный результат – 89% и менее.Программа тренировок для развития психомоторных задатков центральных блокирующих была построена с учетом физиологических и возрастных особенностей центральных блокирующих и включала в себя следующие упражнения:1. Упражнения на совершенствование технико-тактических действий центральных блокирующих: упражнения для совершенствования перемещений к месту блокирования, совершенствования отталкивания на блоке, постановки блока, приземления и готовности к последующим действиям.2. Упражнения для развития психомоторных характеристик центральных блокирующих, целью которых было формирование быстрых ответных реакций, распределение усилий, определение пространственного движения, восприятие коротких временных отрезков. В тренировочном процессе также были использованы игровые приемы, которые способствуют развитию психомоторных характеристик и повышению эффективности технико-тактической подготовки волейболистов: «защитники», «дружная команда», «бомбардиры» и т.д.Сравнительный анализ результатов центральных блокирующих на констатирующем и контрольном этапе экспериментальной работы представлен в таблице 1.Таблица 1. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы на констатирующем и контрольном этапе.* результаты выражены в процентах На основании сравнительной таблицы мы можем сделать следующие выводы: показатель уровня развития вестибулярной устойчивости и равновесия, уровень развития чувства пространства и времени увеличился у 8 центральных блокирующих (100%). Показатель уровня развития чувства усилия увеличился у 4 центральных блокирующих (50%) по двум рукам и у 2 спортсменов (25%) показатель ухудшился по одной руке. У 2 центральных блокирующих (25%) показатель уровня усилия по одной руке остался на том же уровне (у 1 спортсмена по левой, у 2 по правой). Следовательно, мы можем сделать вывод, что у большинства центральных блокирующих показать уровня развития чувства усилия увеличился.Для проверки достоверности полученных результатов на основании данных констатирующего, контрольного этапа и сравнительного анализа нами была составлена таблица 2, в которой представлены результаты тестирования за период эксперимента.Таблица 2. Результаты тестирования за период эксперимента.Показатели центральных блокирующих по уровню развития вестибулярной устойчивости и равновесия, уровень развития чувства пространства и времени статистически значимы. Показатели уровня развития чувства усилия независимо от прироста показателей по левой руке не достигли статистически значимых различий, по правой руке результаты двух этапов тестирования статистически значимы.Сравнительный анализ эффективности блокирующих действий в процессе соревнований отражен в таблице 3, в которой представлены результаты статистики выполнения блокирующих действий центральными блокирующими по 3 партиям после проведения тренировочных занятий по разработанной методике.Таблица 3. Сравнительный анализ статистических данный соревновательной деятельности.* среднее арифметическоеНа основании педагогического наблюдения мы пришли к следующим выводам:В среднем за 3 партии центральные блокирующие выполняют 74 блокирующего действия (одиночный, групповой блок, блок с участием доигровщика).В среднем за 3 партии центральными блокирующими выиграно 58 очков при выполнении блока.Среднее количество ошибок за 3 партии – 16.Эффективность блокирующих действий центральных блокирующих на контрольном этапе – 79%.Результаты статистической обработки показателей соревновательной деятельности на двух этапах исследования представлены в таблице 4.Таблица 4. Результаты эффективности соревновательной деятельности за период эксперимента.Показатели эффективности соревновательной деятельности центральных блокирующих по всем показателям статистически значимы. По показателю «количество выполненных ошибок» был получен обратный (отрицательный) статистически значимый результат, так как гипотеза исследования предполагала уменьшение количества ошибок по отношению к общему объему выполнения блокирования. Следовательно, разработанная нами методика способствует улучшению психомоторных задатков центральных блокирующих, что способствует повышению эффективности выполнения блокирующих действий в соревновательной деятельности.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (76) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Судакова С.С., Жилина Л.В., Баева Д.Н. ВЛИЯНИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ ЗАДАТКОВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БЛОКИРУЮЩИХ // Вестник науки №7 (76) том 1. С. 865 - 872. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/16729 (дата обращения: 20.05.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/16729



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.