'
Усканов Ш.У., Усканов Р.Б.
ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В УЗБЕКИСТАНЕ *
Аннотация:
при оценке особенностей эксплуатации автотранспортных средств на газовых топливах должны быть учтены несколько факторов, таких как: климатические условия региона, условия хранения автотранспорта. Рассмотрены способы конвертации двигателей для работы на газовом топливе, типы систем питания, описаны условия безопасного хранения автотранспортных средств и предложены способы стимулирования перевода автотранспортных средств на газомоторные топлива.
Ключевые слова:
газобаллонные средства, автотранспортные средства, конвертация двигателей, безопасность хранения, СНГ, СПГ
Под газовыми топливами принято понимать углеводородные газы естественного и искусственного происхождения. К газам естественного происхождения относятся сжиженные углеводородные (или сжиженные нефтяные) газы и природный газ. На сегодняшний день для использования в качестве моторных топлив доступны следующие газовые топлива – сжиженный углеводородный газ – СУГ (пропан-бутан), сжатый (компримированный) природный газ (КПГ) и сжиженный природный газ (СПГ). В таблице 1 приведены свойства газовых топлив, а в таблице 2 приведены действующие стандарты на газовые топлива.Таблица 1. Состав и основные теплофизические свойства газовых топлив и бензина.При выборе вида газового топлива для автотранспорта, эксплуатируемого в условиях аномально низких температур, следует учитывать следующие факторы:возможность надежного запуска двигателя при низких температурах,агрегатное состояние газового топлива в широком диапазоне температур окружающей среды (давление насыщенных паров),наличие сети заправочных станций,наличие инфраструктуры технического обслуживания и ремонта,возможность получения наибольшего экономического эффекта в части снижения эксплуатационных расходов и главным образом за счёт более низкой рыночной стоимости газового топлива,минимальное ухудшение потребительских качеств автотранспортного средства (АТС) (из-за увеличения массы и объёма системы хранения).После выбора типа используемого топлива необходимо определиться с методом конвертации АТС для работы с газовым топливом. Существует несколько способов конвертации бензиновых и дизельных двигателей для работы на газовом топливе. В зависимости от типа АТС и условий его эксплуатации, в настоящее время нашли применение четыре способа конвертации, а именно:Конвертация в однотопливные АТС – данный способ характеризуется наличием системы питания, которая обеспечивает работу двигателя только на газе. На АТС устанавливаются специальные модификации двигателей с конструктивными элементами, обеспечивающими наиболее эффективное использование газовых топлив.Конвертация в однотопливные АТС с резервной системой питания – данные АТС оснащаются дополнительной (резервной) системой питания, допускающей кратковременную работу двигателя на бензине (например, при запуске холодного двигателя, на холостом ходу и малых нагрузках, в случае израсходования запаса основного топлива или в особых условиях эксплуатации).Конвертация в двухтопливные АТС с независимым питанием двигателя одним из топлив – при этом способе на АТС имеются две системы питания, допускающие полноценную работу двигателя, как на газе, так и на бензине. Перевод двигателя с одного топлива на другое осуществляется переключением выбора вида топлива.Экономические меры стимулирования использования газовых топлив:–выделение дотаций на приобретение автомобилей, работающих на природном газе, оборудования для перевода транспорта на газовые топлива и строительство многотопливных АЗС с блоками заправки автомобилей газовым топливом.–компенсация банковских процентов по кредиту на переоборудование техники для работы на природном газе,–компенсация части затрат на переоборудование автомобилей для работы на природном газе.
Номер журнала Вестник науки №7 (76) том 1
Ссылка для цитирования:
Усканов Ш.У., Усканов Р.Б. ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В УЗБЕКИСТАНЕ // Вестник науки №7 (76) том 1. С. 936 - 941. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/16742 (дата обращения: 20.05.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*