'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (76) том 2
  4. Научная статья № 6

Просмотры  26 просмотров

Жуйков С.А.

  


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ *

  


Аннотация:
в данной статье исследуются теоретические аспекты развития территорий опережающего социально-экономического развития. Анализируются различные концепции и подходы к определению понятия территорий опережающего социально-экономического развития, исследуются факторы, способствующие опережающему развитию, а также рассмотривается роль государства, бизнеса и общественности в этом процессе. В статье описывается значимость стратегического планирования и реализации целенаправленных мер, таких как инфраструктурные проекты, инвестиции в человеческий капитал и научно-технический прогресс для достижения опережающего развития. В результате исследования автор приходит к выводу о необходимости учета специфических особенностей территории и применения разнообразных стратегий и инструментов для достижения устойчивого и опережающего развития территорий.   

Ключевые слова:
стратегическое приоритеты, устойчивое развитие, ТОР, стратегическое управление   


На современном этапе Российской Федерации активно проводятся мероприятия по устойчивому социально-экономическому развитию. Федеральные, региональные и муниципальные органы власти принимают активное участие в обеспечении устойчивого экономического роста и научно-технологического развития регионов. Основная цель - привлечение внутренних и иностранных инвестиций для развития приоритетных отраслей экономики и регионов страны [5]. Вместе с тем достижение устойчивого социально-экономического развития территориальных образований любого уровня (особенно муниципального) требует не отраслевого, а комплексного подхода, обеспечивающего сбалансированное (гармоничное) развитие их основных подсистем: «территории», «населения», «экономики». Представляется, что такой подход в государственном стратегическом управлении территориальным развитием может быть реализован посредством инструмента-механизма «территория опережающего социально-экономического развития» (ТОСЭР). Правовые основы применения данного механизма в стратегическом управлении социально-экономическим развитием субъектов Федерации утверждены Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29 декабря 2014 г. № 473-Ф3 [1].В науке существуют несколько подходов к определению понятия ТОСЭР. Каждый подход представляет отдельную теорию. Некоторые исследователи рассматривают территорию как международно-правовую собственность государства, подчеркивая её значение для международных отношений. Другие отрицают вещный характер территории и видят её в контексте публичного права и права населения. Тем временем, некоторые учёные считают территорию объектом и элементом государства, а некоторые ставят акцент на пространственную компетенцию государства. Каждая из этих теорий имеет свой уникальный взгляд на понятие ТОСЭР. Например, М.М. Богуславский обращает внимание, что в международной практике СЭЗ воспринимается как обособленная территория государства, где созданы специальные условия для функционирования зарубежных юридических лиц, что позволяет успешно решать определённые задачи экономического и иного характера [2]. ТОСЭР ассоциируются, прежде всего, с частью государственной территории. При этом термин «территория» сам по себе характеризуется неоднозначностью. Этот термин трактуется как часть территории государства, то есть естественная географическая среда, где проживает население [4]. Территория, по мнению В.Г. Вишнякова, является объектом хозяйствования, условием и основой хозяйственной деятельности [3]. Помимо экономического развития государства, ТОСЭР выполняют важную функцию - улучшение благосостояния населения Российской Федерации, то есть характеризуются наличием социального элемента, что и отличает ТОСЭР от смежных категорий.В числе инструментов современной государственной политики, направленных на обеспечение развития территорий опережающего социально-экономического развития, важная роль отводится документам стратегического планирования Правительства РФ (Концепция долгосрочного социально-экономического развития, Схемы территориального планирования, Государственные программы Российской Федерации), определяющие приоритеты, цели, задачи и меры в области социально-экономического развития. Кроме того, инструментами государственного стратегического управления, выполняющими роль организационно-экономических механизмов реализации документов стратегического планирования, являются особые экономические зоны, зоны территориального развития, территориальные кластеры, технопарки, государственно-частное партнерство. Применение данных инструментов территориального развития ориентировано прежде всего на привлечение отечественных и зарубежных инвестиций для развития приоритетных с точки зрения содержания документов стратегического планирования Российской Федерации видов экономической деятельности и регионов страны [3].Таким образом, стратегические приоритеты развития территорий опережающего социально-экономического развития являются важной составляющей успешной стратегии развития городов. Они обуславливают успех в привлечении инвестиций, развитии инфраструктуры, стимулировании предпринимательства, обеспечении качественного образования и повышении общественного уровня благосостояния. Реализация данных приоритетов является ключевым фактором для устойчивого и улучшенного развития территорий.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (76) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Жуйков С.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Вестник науки №7 (76) том 2. С. 43 - 47. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/16751 (дата обращения: 09.09.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/16751



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.