'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (76) том 2
  4. Научная статья № 33

Просмотры  52 просмотров

Спиридонова А.С., Иванцова Н.В.

  


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ИНЫХ МЕР УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ *

  


Аннотация:
статья посвящена эволюции развития института иных мер уголовно-процессуального принуждения в России. Историческое развитие рассмотрено по отдельным этапам. Все изучено 5 этапов.   

Ключевые слова:
привод, отстранение, тюремное заключение   


Развитие института иных мер уголовно-процессуального принуждения на территории нашего государства берет свое начало еще в Древней Руси. Можно выделить пять основных этапов.Первый этап был самым длительным ввиду слабого правового регулирования в целом любых правовых институтов в данный период. Начало этапа ознаменовывается одиннадцатым веком нашей эры. Именно в данный период была принята Русская Правда, когда регулировало становление института применения иных мер уголовно-процессуального принуждения. Русская Правда вводила понятие «поручник». Поручником являлось лицо, на которое возлагалась ответственность за доставление в суд обвиняемого в деянии. В случае неявки обвиняемого поручника могли привлечь к ответственности. Способы доставки обвиняемого не регламентировались. В данном случае иные меры уголовно-процессуального характера проявлялись именно в доставке обвиняемого в суд. Позднее поручительство, т.е. использование поручника, применялось при совместной ответственности общины, за своего члена, а затем и ответственность влиятельных людей за любого человека. Таким образом, уголовно-процессуальное принуждение в качестве иной меры использовало поручительство лица, которому доверяли для доставки обвиняемого в суд.Позднее в 1649 году было принято Соборное уложение, которое в качестве иной меры применяло уже тюремное заключение – это способ обеспечения обвиняемого для явки в суд [4]. Одновременно Соборное уложение допускало битье батогами и принудительный привод [3].Окончание периода ознаменовано 1864 годом. С указное время был принят Устав уголовного судопроизводства – начало второго этапа. Данный Устав уже регламентировал конкретные основания, условия и порядок задержания, а также особенности и порядок применения мер пресечения. К иным мерам по Уставу относились подписка о явке в суд, отобрание вида на жительство, отдача на поруки, отдача под залог, неотлучка, домашний арест. Особыми иными видами можно выделить – привод, отстранение от должности, наложение ареста на имущества, взыскание денежных средств.С 1917 года наступает третий этап развития иных мер уголовно-процессуального принуждения. Он ознаменован Октябрьской революцией и полным отказом от царских правовых актов. В 1922 году был принят первый УПК РСФСР, который содержал аналогичные царским мерам способы принуждения: наложение ареста на имущество, обязательство о явке, отстранение от должности, привод.В 1960 году был принят УПК РСФСР, который ознаменовал начало нового четвертого этапа. Согласно УПК отсутствовало понятие должностного лица. Закон также не содержал процедуры отстранения и оснований для отстранения от должности, фактически допуская самоуправство [2].С 2001 года наступил новый современный пятый этап, который в объективно существует в настоящий момент. Он ознаменовал принятием действующего УПК РФ. Действующее законодательство широко раскрывает все иные меры уголовно-процессуального принуждения. А также регламентирует новую для всех этапов меры – наложение ареста на имущество. Более того, законодатель закрепил запретна наложение ареста на имущество, которое входит в перечень имущества первой необходимости, включая для обвиняемого и для лиц, находящихся у него на иждивении.Кроме того, существенно изменен круг участников уголовного процесса, в отношении которых могут применяться иные меры принуждения. Законодательно введены понятия «меры процессуального принуждения» и «иные меры процессуального принуждения», определена их система.Так остаются проблемными вопросы, связанные с обеспечением конституционных прав и свобод участников уголовного процесса. Например, в нормах, регулирующих обязательство о явке и привод (ст. ст. 112, 113 УПК РФ) не указана возможность их применения к таким участникам уголовного судопроизводства, как гражданский истец, гражданский ответчик, эксперт, специалист, переводчик и понятой [1]. Таким образом, с момента принятия данного закона в 2001 г. и по настоящее время в ряд статей УПК РФ, регламентирующих основания и порядок применения иных мер процессуального принуждения, неоднократно вносились существенные изменения, направленные на уточнение отдельных норм данного института. Предпринятые законодателем меры свидетельствует о том, что работа по совершенствованию иных мер процессуального принуждения продолжается и в настоящее время.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (76) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Спиридонова А.С., Иванцова Н.В. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ИНЫХ МЕР УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ // Вестник науки №7 (76) том 2. С. 246 - 250. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/16778 (дата обращения: 10.10.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/16778



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.