'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (76) том 2
  4. Научная статья № 36

Просмотры  20 просмотров

Фроловский А.Н., Гордополов Ю.В.

  


КРИПТОБИРЖИ: ВЗЛЕТ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ВЫЗОВОВ ДЛЯ РОССИИ *

  


Аннотация:
статья посвящена вопросу о возможном введении официальных криптобирж [1] на территории Российской Федерации. В тексте проанализирована текущая позиция структур и отдельных специалистов по поводу криптовалют и их регулирования. Оценены перспективы, представлены возможные проблемы, связанные с введением таких бирж. Цель данного исследования — оценить перспективы введения официальных криптобирж на территории РФ и сделать выводы о целесообразности таких нововведений.   

Ключевые слова:
криптовалюты, криптобиржи, финансовые активы, цифровые активы, цифровые валюты   


Поводом для написания данной статьи, послужило заявление главы комитета государственной думы по финансовому рынку Анатолия Геннадьевича Аксакова, о возможном введении официальных криптобирж на территории РФ в экспериментальном формате. Он пояснил, что договоренность с Центральным банком по вопросу легализации криптобирж в экспериментальном режиме находится на «неплохом» уровне, но существует зависимость от позиции «некоторых структур», которые пока не дают свое согласие на запуск законотворческого процесса. [2] Несмотря на то, что процесс согласования по введению криптобирж со всеми структурами может занять довольно продолжительное время и впоследствии может быть вовсе отменен, автор считает необходимым рассмотрение ситуации, при которой данная инициатива будет воплощена в жизнь.Для начала необходимо выделить несколько этапов по разработке данной инициативы. Отправной точкой развития данной тематики послужил доклад для общественных консультаций от 20.01.2022 [3] опубликованный Центральным банком, в котором регулятор выступал за запрет криптовалюты. Одним из ключевых моментов, который поменял дальнейший подход к вопросу, представлял из себя просьбу президента России В. В. Путина: «Я бы просил и правительство России, и ЦБ в ходе дискуссии прийти к какому-то единому мнению, и просил бы вас эту дискуссию в ближайшее время провести, а потом сообщить о тех результатах, которые в ходе этой дискуссии будут достигнуты.» [4] После данного заявления в феврале 2022 года со стороны министерства была предложена концепция законодательного регулирования механизмов организации оборота цифровых валют [5], в которой министерство выступало с идеей регулирования криптовалюты.В начале марта за создание российских криптовалютных бирж выступил зампред комитета Госдумы по IT Антон Горелкин, он заявлял следующее: «Можно констатировать, что криптосообществу еще не удалось выйти за пределы государств, создать независимую международную экосистему. А это значит, что появление российской национальной криптовалютной инфраструктуры неизбежно…» [6].Впервые информация о подготовке законодательного проекта о создании российской криптобиржи начала фигурировать в СМИ [7], публикация размещена на сайте 22 ноября 2022 года, в материале указанной статьи приводятся высказывания члена комитета по экономической политике Сергея Алтухова, в частности: «Бессмысленно говорить, что криптовалюты не существует, но проблема в том, что она циркулирует в большом потоке вне государственного регулирования. Это миллиарды рублей недополученных бюджетных доходов в виде налогов», кроме того, в статье присутствует высказывание неназванного «собеседника, знакомого с процессом обсуждения», который заявляет: «Есть необходимость в том, чтобы появилась некая биржа, точка контроля, где можно обменивать криптовалюту и фиат (традиционные валюты) в мгновение ока».29 декабря 2022 года в интервью издания «Известия» председатель комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков заявил, что «допускаю, что российская криптобиржа может появиться во II квартале 2023 года. Такие платформы уже есть, их нужно только узаконить, определить правила работы» [8].В марте стало известно, что вопрос всё еще находится в подвешенном состоянии, т. к. отсутствует позиция ЦБ, а без неё говорить о регулировании самой криптовалюты, а тем более о реализации идей вокруг неё бессмысленно [9], заявил член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связям Антон Ткачев.Но уже 29 мая 2023 года стало известно, что правительство РФ отказалось от идеи создания одной национальной криптобиржи и пришло к мысли о разработке и установлении общих правил функционирования таких бирж. Данную информацию сообщил ранее обозначенный председатель по финансовому рынку Анатолий Аксаков: «Вместо создания одной национальной криптобиржи планируется установить правила учреждения и работы таких инфраструктур» [10].Параллельно в государственной думе уже был рассмотрен и отклонён в первом чтении законопроект [11] о майнинге, после был внесен иной вариант изменений в действующее законодательство, данный законопроект [12] уже неоднократно отправлялся на дальнейшую доработку. Последние изменения на момент написания статьи датируются 27.04.2024.Если проанализировать текущую повестку, обсуждаемую в СМИ [13] можно увидеть, что различные отрасли и регулирующие органы достигли консенсуса по спорным вопросам и пришли к выводу о необходимости регулирования майнинга и использования криптовалют в России.Рассмотрим отдельные моменты, связанные с крайней редакцией ранее упомянутого законопроекта, среди изменений присутствует предложение запретить организацию обращения криптовалюты в России с 1 сентября 2024 г. В качестве исключений предусмотрены тестовые проекты Банка России в рамках экспериментального правового режима [14], майнеры и майнинг-пулы [15].Отдельно стоит уточнить о том, что зарубежные платформы криптовалют и обменники запрещаться не будут. Это относиться только к организации оборота, иначе создание бирж или обменников на территории РФ, вне зоны действия экспериментального правового режима.Но несмотря на то, что в России появилась «условная дозволенность» от Банка России на использование криптовалюты в рамках ВЭД, трансграничные платежи с использованием криптовалюты уже активно используются и требуют регулирования и свода правил. Но на основе текста рассматриваемого законопроекта сложно говорить о реальном положении будущих субъектов, которые будут организовывать обращение криптовалюты, так как отсутствует подробное описание экспериментального правового режима. Данный режим будет установлен ЦБ по достижению консенсуса с иными регуляторами — Росфинмониторингом, Федеральной службой безопасности и Министерством финансов.Подводя итог вышесказанному, текущая редакция законопроекта о майнинге редактируется и по сей день, возможно, именно в текущем формате будет реализован представленный законопроект, существенных отличий от редакции от 2022 года нет, неизменным осталась легализация вознаграждения в криптовалюте за майнинг, но лишь для компаний, находящихся под «контролем ЦБ РФ», при таком раскладе данные компании смогут законно продавать криптовалюту. Но им будет запрещено заниматься ее обменом, продажей, стейкингом, лендингом и другими услугами, которые предоставляют криптобиржи. Теперь более точно описывается порядок работы майнеров, устанавливаются высокоуровневые требования к их отчетности и основные механизмы контроля, майнеры и майнинг-пулы включаются в число субъектов статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ. Но главное положение законопроекта о запрете организации оборота криптовалюты на территории России и любой ее рекламы осталось неизменным.Cмотря на развитие данного законопроекта, находящегося на текущий момент в своей 8-й итерации, можно проследить его планомерное «ужесточение» и скупость представленных терминов, такая же судьба постигла ныне действующий Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте…» от 31.07.2020 № 259-ФЗ, который в своей первоначальной форме представлял довольно инновационный проект [16] на момент его создания с широким перечнем терминов, но в своём финальном варианте растерял данные достоинства, так и с проектом закона о майнинге, который с каждым годом всё больше приобретал положения, ограничивающие положение участников криптовалютного рынка.Перейдём к выводам: каковы перспективы введения официальных криптобирж на территории РФ на текущий момент? Очень нерадужные. Если законопроект будет одобрен в текущем виде, все операции, а также реклама вне зон ЭПР станут незаконными, что повлечет за собой блокировку банковских счетов и возбуждение уголовных дел. Регулирующие органы в виде Роскомнадзора получат возможность блокировки сайтов криптобирж и криптообменников. Ужесточатся меры контроля со стороны банков к клиентам, проводящим p2p-операции, связанные с криптовалютой. При установлении экспериментальных правовых режимов для лаконичного интегрирования (опять же рассматривается возможность принятия законопроекта в текущем формате) нововведений ЦБ необходимо будет предложить ряд изменений в действующие законы № 259 «О цифровых финансовых активах» и № 115 «О противодействии легализации доходов…» для нормального функционирования оборота криптовалюты хотя бы в ограниченном формате ЭПР без нежелательных правовых эксцессов.Но, несмотря на это, положительная сторона также имеется, само по себе решение урегулировать и узаконить оборот криптовалюты является довольно хорошим и дальновидным решением со стороны законодателя, так как в мировой практике присутствуют примеры государств, которые полностью запретили криптовалюты, такие как Китай (начиная с 2013-го с некоторых ограничений до полного запрета к сентябрю 2021-го [17]), Алжир [18],Марокко[19],Египет[20] (с 2017 г.) и др. Текущий статус регулирования можно оценить как ограниченный или же спорный.Наиболее вероятный сценарий развития, по мнению автора, что данный законопроект не будет принят на предстоящем чтении в данной редакции и будет отправлен на доработку и в конечном итоге придёт к форме, схожей на уже существующие в иных государствах, таких как Беларусь, там создан специальный налогово-правовой режим для развития IT-бизнеса [21], в свою очередь, не является свободной, специальной, особой экономической зоной, но в то же время представляет собой юрисдикцию, которая функционирует по принципу экстерриториальности. Данная платформа развивается с 2017 года и показала свою эффективность.Второй, но не менее возможный сценарий развития представлен в Казахстане, где в 2018 году был создан Международный финансовый центр Астаны, правовую основу для функционирования данного центра заложил принятый в 2015 году Конституционный закон Республики Казахстан № 438-МЗРК [22] , данная платформа занимается лицензированием криптобирж для дальнейшей работы на территории стран-партнёров.Суммируя всё вышеописанное:Путь регулирования криптовалютного рынка это правильное решение со стороны законодателя.Закон о майнинге не будет принят в текущем виде и требует дальнейшей доработки, в связи с этим в ближайшее время не появятся официальные криптобиржи и обменники.Помимо разработки законопроекта о майнинге, необходимо также в плотном взаимодействии с регуляторами (ЦБ и д.р) параллельно разрабатывать поправки в смежные законы (ФЗ № 259, ФЗ № 115 и д.р.).Российскому законодателю при разработке собственных решений стоит обратиться к международному опыту, или хотя бы к опыту ближайших соседей, чьи решения возымели успех.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (76) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Фроловский А.Н., Гордополов Ю.В. КРИПТОБИРЖИ: ВЗЛЕТ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ВЫЗОВОВ ДЛЯ РОССИИ // Вестник науки №7 (76) том 2. С. 258 - 267. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/16781 (дата обращения: 09.09.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/16781



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.