'
Санникова Н.Д.
ЭВОЛЮЦИЯ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЯ: ИДЕОЛОГИЯ, РЕАЛИЗАЦИЯ, ПОСЛЕДСТВИЯ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА) *
Аннотация:
работа отражает основные направления трансформации локальной системы градорегулирования Санкт-Петербурга с учетом уникальной культурной и архитектурной специфики города. Также были выявлены основные переломные моменты изменения локальной системы градорегулирования и их различия.
Ключевые слова:
градорегулирование, система градорегулирования, документы проектирования, градостроительный регламент
Петербург выделился среди городов, не напоминая ни западноевропейские города, ни древнерусские населенные пункты, возникшие до XVIII века. Уникальность Петербурга проявилась в использовании регулярных планов застройки, применении кирпича в строительстве и введении новых типов зданий. Отличительной чертой архитектуры города стала ее ориентация на современные тогда европейские архитектурные стили [1, с. 5]. Так, в 1737 году было сформировано направление градостроительного развития Санкт-Петербурга, которое продолжало действовать до 1761 года [2, с. 181]. Однако, после смерти Петра I в строительстве Петербурга начался застой. Начало новой эры в архитектурной стратегии Санкт-Петербурга отмечается основанием Комиссии по строительству Санкт-Петербурга. Это учреждение было создано в 1737 году по распоряжению императрицы Анны Иоанновны. П.М. Еропкин был главным архитектором и занимался созданием нового генерального плана Санкт-Петербурга. Именно П. Еропкин создал новый жилой район на окраине левобережья – Коломну. Теперь кварталы стали органично вписанными в изгибы реки, учитывали природный ландшафт города. Было запрещено строительство деревянных построек, потому что в приоритете было строительство высотных сооружений, дома были кирпичными. Франческо Бартоломео. После 1761 года в Санкт-Петербурге начался период комплексного преобразования застройки в уже сложившейся планировочной системе [2, с. 181]. В этот период действовала ведомственная система проектирования и строительной деятельности, это были такие органы как коллеги и канцелярии. Также действовала общегородская система проектно-строительной деятельности, которая была сформирована в рамках Главной Полицмейстерской Канцелярии. В случае возникновения каких-либо внештатных ситуаций, требовавших специального контроля, создавались специальные административные комиссии. Так, например, эти градостроительно-административные комиссии были распространены в период пожаров в Санкт-Петербурге, когда возникала потребность в оперативном решении данного вопроса. Период с 1816 по 1870-ые годы характеризуется новым вектором развития локальной системы градорегулирования после периода стагнации. Были сформированы ключевые нормативно-правовые акты данного периода - Устав строительный, то есть кодифицированный свод правил в области нормативного регулирования в сфере строительства. Также были созданы специальные строительные отделения при губернских правлениях, в которые входили ведущие архитекторы этого времени. Несмотря на большое количество преобразований в этот период сложившаяся система имела ряд весомых недостатков. Так, градостроительные регламенты варьировались в зависимости от объема требований и ограничений, которые определялись типом, местоположением и функциональным предназначением строящегося объекта.В период с 1880-е по 1930-е года большое влияние на совершенствование системы градорегулирования оказали съезды русских зодчих, проводившиеся в этот период времени в Санкт-Петербурге и в Москве. Для их участия привлекался широкий круг заинтересованных лиц, в том числе архитекторы, государственные лица, представители губернских правлений и другие. В качестве ключевых целей перед ними стояла задача обсуждения текущей градостроительной политики, определение ключевого вектора развития, текущих проблем и трудностей в этой области и иных вопросов государственной важности. I съезд русских зодчих состоялся в Москве в декабре 1892 года. Подобный инструмент публичных слушаний и обсуждений позволил посмотреть на текущие проблемы в области системы градорегулирования более комплексно, с более обширной точки зрения. Одной из ключевых проблем в этой области являлось несовершенство и устаревание нормативно-правовой базы. Строительный Устав также давал широкие полномочия Городской Думе. Согласно Уставу, Городская Дума имела право заниматься рассмотрением предложений по модификации городского планирования или созданию новых планов. Однако, Указ № 9749, изданный Правительствующим Сенатом в 1909 году, существенно сокращал эти полномочия. В указе уточнялось, что, несмотря на возможность Городских Дум обсуждать изменения в урбанистическом планировании, такие модификации должны были ограничиваться лишь изменениями в расположении кварталов, площадей, улиц внутри городских границ [3, с. 12]. Таким образом, можно увидеть противоречие ряда норм в области полномочий и компетенций, так как нельзя рассматривать норму, содержащуюся в Указе Правительствующего Сената как толкование нормы Строительного Устава, имеющего большую юридическую силу по своей природе.Таким образом, съезды зодчих в XX веке сыграли важную роль в развитии градостроительной мысли и практики, а также в изменении и пересмотре традиционных норм и стандартов, так как позволили комплексно взглянуть на сложившееся нормативно-правовое регулирование данной отрасли и дали толчок к пересмотру Строительного Устава.В 1938 году была предпринята попытка централизовать управление строительством. Так, был учрежден Комитет по вопросам строительства при СНК СССР, позже полномочия перешли к Наркомату по строительству. Комитету по вопросам строительства при СНК СССР предшествовал Наркомат коммунального хозяйства РСФСР [4, с. 2]. Градостроительная политика в Ленинграде осуществлялась учреждениями и средствами градорегулирования. Градостроительная политика в свою очередь была целенаправленной деятельностью государства, исходя из основных потребностей государства в конкретный период времени, в первую очередь промышленных и экономических. В 1935 году Городская комиссия по планированию Ленинграда приняла «Правила о порядке застройки г. Ленинграда», которые во многом были аналогичны «Правилам о порядке застройки г. Москвы». Основным отличием было то, что в Ленинграде застройку контролировал Ленсовет вместо Моссовета. Говоря о преемственности в вопросе системы градорегулирования стоит отметить, что ключевые аспекты нашего строительного кодекса были разработаны в основном в XVII и XVIII веках. Эти элементы стали основой для последующей кодификации, которая в сочетании со Сводом привела к созданию Строительного Устава 1832 года [5, с. 13-18].Многие формы публичных слушаний и обсуждения существующих проблем в области градостроительного регулирования способствовали формированию консолидированного сообщества, позволившего комплексно взглянуть на сложившуюся ситуацию и привнести новые идеи. Так, например, одним из важных результатов съезда зодчих в XIX веке стало решение о создании профессиональной организации архитекторов, которая стала предшественницей нынешнего Союза архитекторов России. Это событие значительно способствовало повышению статуса архитектурной профессии в России и сплочению архитектурного сообщества. Если обратиться к анализу ключевых нормативно-правовых актов, то можно проследить совершенствование законодательной системы в области градостроительного регулирования. Так в Строительном уставе заметен бланкетный характер изложения норм, большое количество абстрактных норм, трудно применимых на практике и требующих большей конкретности. Можно увидеть и противоречие ряда норм в области полномочий и компетенций, относящихся к Городской Думе в части вопросов рассмотрения предложений об изменениях в плане городского поселения, так как нельзя рассматривать норму, содержащуюся в Указе Правительствующего Сената как толкование нормы Строительного Устава, имеющего большую юридическую силу по своей природе. Длительный период времени весомой проблемой являлось отсутствие нормативно-правовой базы, обеспечивающей регулирование в ряде областей – экологические и санитарно-гигиенические нормы в области строительства, а также отсутствовали нормы в области санитарно-гигиенических требований к жилым помещениям, что являлось весом упущением, требующим доработки. Сейчас же подобные нормативы закрепляются на законодательном уровне в СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и носят обширный описательный характер. Как следствие, весомая часть существующей системы градорегулирования Санкт-Петербурга имеет устоявшийся характер, а устранение существующих недостатков – это вопрос времени, так как наблюдается положительная тенденции совершенствования законодательной системы, в том числе федерального уровня, так как без развития верхне уровневой системы градорегулирования невозможно совершенствование и локальной системы в частности.
Номер журнала Вестник науки №7 (76) том 2
Ссылка для цитирования:
Санникова Н.Д. ЭВОЛЮЦИЯ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЯ: ИДЕОЛОГИЯ, РЕАЛИЗАЦИЯ, ПОСЛЕДСТВИЯ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА) // Вестник науки №7 (76) том 2. С. 330 - 336. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/16791 (дата обращения: 09.09.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*