'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (76) том 2
  4. Научная статья № 52

Просмотры  44 просмотров

Шмарловская О.А.

  


ЛОГОТЕРАПИЯ В ЖИЗНИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПЕРСОНАЖА «ВОЙНА И МИР» Л.Н. ТОЛСТОГО *

  


Аннотация:
в работе анализируются особенности автобиографии и отношения к экзистенциальным категориям (смерть) литературного персонажа романа «Война и мир» Л.Н. Толстого. Представлен анализ в жизни литературного героя с точки зрения логотерапии В. Франкла.   

Ключевые слова:
библиотерапия, логотерапия, экзистенции, смерть, смысл, ценности   


Библиотерапия – это один из психотерапевтических методов самопомощи [2, с. 41]. При чтении человек погружается в диалог с персонажем, автором и самим собою одновременно. Во многом, при чтении человек, находит ответы на вопросы экзистенциального характера. Особенно это становится возможным если литература наполнена отсылками или цитатами. Глубинным в этом отношении представляется творчество Л.Н. Толстого, как представителя русской философии и экзистенциализма в литературном творчестве. В настоящей статье осуществлена попытка рассмотреть логотерапевтическое мировоззрение персонажа романа «Война и мир» Л.Н. Толстого.Отношение Л.Н. Толстого к центральным экзистенциальным вопросам отражено в его творчестве. Например, отношение Л.Н. Толстого к смерти определено нравственным дискурсом смерти или рефлексией над смертью, говоря логотерапевтическим языком позицией по отношению к страданию (В. Франкл). Именно поэтому мы заостряем свой взгляд на творчестве Л.Н. Толстого в совокупности с основами логотерапии по идеям В. Франкла.Мы сделаем попытку рассмотреть позиции литературного героя в отношении страдания, как экзистенциальной категории. Также попытаемся вычленить изменения в представлениях персонажа Л.Н. Толстого о ценностях и смыслах жизни в процессе его «литературной» биографии.Наиболее возможным изучение экзистенциальных категорий в жизни литературного героя представляется на примере персонажа романа «Война и Мир» - Пьера Безухова.Мы согласны с мыслями доктора филологических наук, И.В. Дмитревской о том, что жизнь Пьера Безухова предстает перед читателем во внутренней экзистенциальной динамике [1, с. 22]. То есть происходящие события формируют взгляды персонажа, и в различных обстоятельствах проявляется «глубинное существенное свойство характера» [1, с. 22]. На языке логотерапии это определяется как позиция по отношению к судьбенным проявлениям жизни, позиция, основанная на мировоззрении и ценностях личности. Также, отметим, что Пьер Безухов «идет по пути жизни» (И.В. Дмитревская) [1, с. 31], в котором каждая ситуация рассматривается в экзистенциальной целостности. В связи с указанными доводами определен выбор персонажа, в литературной биографии, которого мы можем рассмотреть экзистенциальные категории и отношение к ним.Пьер является представителем золотой молодежи, который не имел тесной связи с родителями, являлся внебрачным сыном, но получил хорошее образование и огромное наследство. Стойкой позиции в отношении тех возможностей, которые дала ему жизнь, Пьеру не удалось выработать. На протяжении романа он пытается понять, как ему применить данные ему жизнью возможности: помогать крестьянам в школах, поддерживать масонство, идти на войну. Пьер Безухов силен физически, но вместе с тем он постоянно ищущий герой, ищущий смыслы-момента, и главный смысл, предопределяющий его жизнь.Отношение Пьера к своему родителю выражено в благоговении и страхе перед ним. Именно эта черта биографии не проявляется у Пьера как экзистенциальная константа, хотя в дальнейшем он становится любящим отцом, мы не можем наблюдать его позиции в отношении к истории с родителем.Во времени «настоящем», которое мы условно рассматриваем как наиболее частые решения героя, мы обнаруживаем его склонность попадать под влияние лиц, его вдохновляющих (Андрей Болконский, Платон Каратев). Герой стремится к духовному содержанию личности. Здесь стоит отметить, что духовный рост Пьера был возможен только в результате трансцедентных стремлений, поскольку Пьер попадал под влияние персонажей с более узкой системой ценностей.Во многом для Пьера главным вопросом жизни является любовь к Наташе Ростовой. Любовь здесь экзистенциальный акт, к которому Пьер идет через всю свою жизнь. Этот экзистенциальный акт становится возможен в исполнении только с духовным ростом личности Пьера, который на наш взгляд происходит в столкновении с чуждым для его богатой и исполненной жизни – страданием.В то время как жизнь Пьера была исполнена духовной тоски, в момент, когда он попал в плен и испытал ограничения жизни и свободы деятельности, его взгляды наполняются смыслами-момента, ощущением ценности жизни, и благодарности к ней. Мы находим цитаты: «В разорённой и сожжённой Москве Пьер испытал почти крайние пределы лишений, которые может переносить человек…И именно в это-то самое время он получил то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде. Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою, того что так поразило его в солдатах в Бородинском сражении, - он искал этого в филантропии, масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе, он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки все обманули его. И он, сам не думая о том, получил это успокоение и согласие только через ужас смерти» [4, с. 470].И далее: «здесь, теперь только в первый раз Пьер оценил наслаждение еды, когда хотелось есть, питья, когда хотелось пить, сна, когда хотелось спать, тепла, когда было холодно, разговора с человеком, когда хотелось говорить и послушать человеческий голос» [4, с. 471].В плену озарение Пьера становится ощутимым физически. «Высоко в светлом небе стоял полный месяц. Леса и поля, невиданные прежде вне расположения лагеря, открывались теперь вдали. И еще дальше этих лесов и полей, виднелась светлеющая, колеблющаяся, зовущая в себя бесконечно даль. Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все это мое, и все это мне, и все это я! – думал Пьер [4, с. 479].В окончании монолога герой улыбается тому, что несмотря на ощущение физической и духовной полноты в настоящий момент он находится в плену. На наш взгляд, именно «далью» Л.В. Толстой метафорически описывает духовный рост героя, смену его ориентиров с физических на метафизические.И в этой физической ограниченности и переоориентации на метафизическое, Пьер становится способным переносить страдание. У него появляется возможность принять его как категорию жизни. Л.Н. Толстой пишет: «Он узнал еще новую утешительную истину – он узнал, что на свете нет ничего страшного. Он узнал, что так как нет положения, в котором бы человек был счастлив и вполне свободен, так и нет положения, в котором бы он был несчастлив и не свободен» [4, с. 523].Итак, для Пьера открывается новый мир духовного, с возможностью примириться со страданием. В ответ на это впервые приходит ощущение своей собственной свободы. Пьер проводит границу между страданием и свободой. Он обнаруживает способность дать ответ своему страданию (условиям, в которым он находился) в том, что он свободен выбирать в моменте каким ему человеком быть: человеком страдающим и в этом несвободным или человеком в несчастье, а значит свободным выбирать. Такое отделение себя от страдания позволяет выразить к нему отношение. Например, говоря о болезни и страдании от болезни В. Франкл пишет: «Конечно, в каждой болезни есть свои? «смысл», но действительный смысл болезни заключается не в том, чем именно болеть, а в том – как болеть» [6, с. 34]. То есть в любом случае у человека есть выбор, и Пьер сталкивается с этим пониманием. Это становится первыми экзистенциальными ответами Пьера в его духовном пути.Вслед за этим Пьеру является ощущение Бога или вера «в всегда ощущаемого Бога», которого он находит, смотря перед собой. В настоящем случае под пониманием Бога мы рассматриваем, ту самую возможность «выбирать» у личности, которая позволяет принимать имеющееся страдание. Л.Н. Толстой пишет: «В Пьере была новая черта, заслужившая ему расположение всех людей: это признание возможности каждого человека думать, чувствовать и смотреть на вещи по-своему» [4, с. 576]. Мы видим мировоззрение зрелого человека, мир которого не делится на черное и белое, но дает возможность явлениям быть.Понимание страдания как категории жизни, по отношению к которой мы все-таки свободны, позволило Пьеру эмоционально повзрослеть, а в последствии поделиться пережитым опытом, утешив Наташу словами «да есть ли семья без своего горя? <…> И оттого, что только тот человек, который верит в то, что есть Бог, управляющий нами, может перенести такую потерю как ее и…ваша» [4, с. 584]. Через эту цитату Пьер выражает свое отношение к смерти близкого друга, и к смерти как к экзистенциальной категории. Уже позднее, после смерти своего друга Пьер заключает: «пока есть жизнь, есть и счастье», то есть пока есть возможность выбирать жизнь – сама жизнь представляет собою ценность, а человек в ней может быть счастливым, и это не зависит ни от каких других условий, кроме как от наличия этой жизни. Эти воззрения на жизнь и смерть жизнеутверждающие. Они являются внутренней опорой героя.Обращаясь к логотерапии у В. Франкла, мы находим: «любая ситуация предоставляет человеку шанс для реализации ценностей – творческих или же ценностей позиции» [5, с. 143]. Принятие смерти как экзистенциальной категории позволяет в дальнейшем Пьеру, реализовать не только свое отношение к страданию, но и выразить ценность любви.Таким образом, без принятия страдания и смерти как экзистенциальных категорий, без принятия свободы выбора в ответ на экзистенции, без принятия ответственности за этот выбор – невозможным было бы для Пьера ощущение полноты жизни. Как пишет психиатр и логотерапевт В. Франкл: «человеческая жизнь обретает полноту не только в свершениях и радостях, но и в страданиях» [5, с. 139]. И жизнь Пьера Безухова наглядно это показывает.Таким образом анализ биографии литературного персонажа показывает, что через обретение отношения к страданию, человек превозмогает это страдание, а также становится способным реализовать жизненные ценности. Изучение автобиографии литературного героя наглядно демонстрирует, как в поступках, решениях и отношении проявляется философия экзистенциализма. Используя опыт литературного героя в терапии, переживания и поиски героя вдохновляют клиентов во времени настоящем, а также позволяют осмыслять собственное отношение к страданию, как форме жизни. То есть персональный экзистенциальный анализ возможен через библиотерапевтический процесс.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (76) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Шмарловская О.А. ЛОГОТЕРАПИЯ В ЖИЗНИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПЕРСОНАЖА «ВОЙНА И МИР» Л.Н. ТОЛСТОГО // Вестник науки №7 (76) том 2. С. 370 - 376. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/16797 (дата обращения: 09.09.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/16797



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.