'
Десинов К.Г., Ериков А.П.
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ КОРРОЗИИ МЕТАЛЛОВ И ЕЕ УСТРАНЕНИЯ НА ВОЕННОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКЕ *
Аннотация:
эксплуатация военной и специальной техники в различных климатических условиях неизбежно приводит к коррозии металлических поверхностей узлов и механизмов, что сказывается на ее надежности и эффективности использования. В статье предпринята попытка определить основные профилактические меры и способы защиты техники от коррозии.
Ключевые слова:
коррозия, долговечность, надежность, износ, износостойкость, военная техника, защитное окрашивание
Повышение надежности военной и специальной техники является одной из важнейших задач боевой готовности войск. При интенсивной эксплуатации техники в разных климатических условиях и при любой погоде, основной причиной ее отказов является преждевременный износ отдельных узлов и механизмов.Одной из самых распространенных причин выхода из строя узлов и механизмов военной и специальной техники является коррозия металлов. Наиболее характерными узлами подверженными коррозии являются карданные передачи, механизмы рулевого управления, поверхности мостов и подвески машин [1, 4].Что же такое коррозия металлов? Коррозия (происходит от латинского слова «corrodere», что означает «разъедать, разрушать») – разрушение металлов вследствие физико-химического воздействия внешней среды, при котором металл переходит в окисленное (ионное) состояние и теряет присущие ему свойства.Коррозия может быть точечная и обширная, скрытая и сквозная. Она является как неотъемлемой частью жизненного цикла изделия, так и огромной для него проблемой. С тех самых пор как человечество начало использовать металлы – появились методы профилактики и борьбы с коррозией.Проведем анализ основных видов коррозии.Сквозная ржавчина – это когда техника уже поражена насквозь и тем самым появляются сквозные дыры в металле. Вред, приносимый этим видом коррозии, требует уже непосредственной замены узлов и механизмов машин. Сквозная ржавчина имеет большую сложность для восстановления и является денежно затратным.Обширная коррозия – это процесс разрушения материала, в котором поглощается и уничтожается большой участок техники. Наносимый ущерб на столько сильный, что требуется переваривать полностью пораженное место в машине. На это тратятся большие ресурсы, как финансовые, так и физические.Скрытая коррозия – это одна из разновидностей коррозии, которая чаще всего встречается на военной и специальной технике в виде пузырей на лакокрасочном покрытие, расположенным внутри ржавчины. Вред данного вида коррозии не сильно опасен, так как, если предпринять во время действия по устранению, то можно избежать охвата новых участков поражения и тем самым избежать множества проблем.Точечная коррозия – это коррозия, которая поражает определенные, конкретные участки техники. Вред, наносимый этим видом коррозии, не является пагубным для машины, если появившиеся пятна будут сразу устранены.Коррозию можно классифицировать и по разновидности цвета ржавчины. Желтая ржавчина появляется в основном под воздействием образовавшейся влажности в среде с не большим количеством кислорода. Коричневый цвет возникает без воздействия влаги в окружающей среде. Черный цвет, так же, как и коричневый, не взаимодействует с влагой в окружающей среде, но при появлении имеет малое количество кислорода.Красный цвет характерен в случае прямого взаимодействия воды и кислорода. Такая коррозия поражает всю поверхность при равномерном распространении и протекании данного процесса.Чтобы не допускать возникновения различных видов коррозии, или хотя бы увеличить время до ее появления, можно использовать различные способы борьбы с ней.Один из наиболее распространенных способов защиты от коррозии – это механическая очистка металла, которая заключается в удаление ржавчины подручными средствами. Помимо механического метода, существует так же и химический, который заключается в удалении образовавшейся ржавчины путем нанесения растворов кислот. Прежде чем приступать к этому методу, необходимо производить механическую очистку, а далее уже наносить продукты органического происхождения, то есть обезжиривать металлические поверхности. Данный метод хорош тем, что можно убирать образования коррозии в труднодоступных местах, когда сам слой ржавчины становится менее плотным.Помимо устранения образовавшихся участков коррозии на металлических изделиях еще с давних времен люди пытались вести «профилактику» коррозии с помощью жиров, масел и легкоплавкого олова. А если углубляться в данную тематику, то можно сказать, что сам историк Геодорт упоминал о применении олова для защиты железа от коррозии [2, 3, 5]. На современном этапе данные способы защиты продолжают существовать:нанесение поверхностных атмосферостойких покрытий,поверхностная металлизация,легирование металла элементами, обладающими большей стойкостью к участию в восстановительных реакциях,изменение химического состава окружающей среды.Но сама коррозия и по сей день является очень важной и до конца не решенной проблемой при эксплуатации техники. Не надо забывать, что от коррозии необходимо принимать определенные способы защиты, которые рассмотрим ниже:Первый способ – это защитное покрытие. Для защиты металлических узлов военной и специальной техники от коррозии, нужно покрывать их другим металлом, например, как вариант произвести никелирование, оцинкование, или покрыть верхние слои металлического изделия специальными лаками, красками, эмалями [6].Второй способ – это легирование. Для замедления появления коррозии на технике, как раз производят легирование, это когда вводят добавки для появления защитного слоя на металлической поверхности. Если легировать железо хромом и никелем, то получится нержавеющая сталь.Третий способ – это протекторная защита. Чтобы спасти металл от коррозии широко применяют этот способ. В данном случае поверхность металла соединят с более активным металлом, чтобы сначала разрушался он, а последующий оставался целым.Четвертый способ – наиболее распространенный, это добавление ингибиторов для защиты от коррозии, но они только замедляют ее появление.Таким образом, можно сделать вывод, что все рассмотренные способы защиты от коррозии не исключают полного ее устранения, а просто замедляют ее проявление. На данном этапе развития науки и технологий, методов профилактики и защиты от коррозии много и принимаются усилия по поиску новых методов. Хотя пока мы и не знаем метода полного решения данного вопроса, но существующие уже сейчас способы защиты от коррозии позволяют нам существенно продлить срок эксплуатации военной и специальной техники.
Номер журнала Вестник науки №7 (76) том 2
Ссылка для цитирования:
Десинов К.Г., Ериков А.П. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ КОРРОЗИИ МЕТАЛЛОВ И ЕЕ УСТРАНЕНИЯ НА ВОЕННОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКЕ // Вестник науки №7 (76) том 2. С. 416 - 421. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/16803 (дата обращения: 09.09.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*