'
Музапбарова А.Т.
ФОРМИРОВАНИЕ «ЗЕЛЕНОГО» БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН *
Аннотация:
в данной статье рассматривается состояние «зеленого» бизнеса, его основные направления развития и проблемы, тормозящие его развитие
Ключевые слова:
«зеленый» бизнес, экологическое предпринимательство, возобновляемые источники энергии, утилизация, «зеленая» продукция
В современный период Республика Казахстан находится на важном этапе своего развития – на этапе перехода к «зеленой экономике». Для обеспечения экологической безопасности страны Конституция Республики Казахстан возвела охрану окружающей среды в ранг конституционного принципа: «Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека». В Послании Президента РК Н.А.Назарбаева «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» прозвучал следующий тезис: «Человечество находится на пороге Третьей индустриальной революции, которая меняет само понятие производства. Технологические открытия кардинально меняют структуру и потребности мировых рынков. Мы живем уже в совершенно иной технологической реальности, нежели ранее».[1] После Саммита «Рио+20», который прошел в 2012 г. в Бразилии, разработка «зеленых стратегий» стала одним из приоритетных направлений экономической политики как развитых, так и развивающихся государств. Среди постсоветских стран Республика Казахстан одной из первых перешла на путь «зеленого развития». На сегодняшний день в Казахстане уже развивается большое количество живых «зеленых» технологий. Это технологии по водосбережению, по повышению энергоэффективности энергосбережения, устойчивому сельскому хозяйству, особенно для выращивания органических культур, управлению отходами и экосистемами, снижению загрязнения. В республике уже имеются такие проекты, как солнечный биовегетарий - теплица на 300 квадратных метров и даже здания, построенные по «зеленым» стандартам. Основные казахстанские производители органической продукции сегодня расположены в Костанайской и Северо-Казахстанской областях, а также на юге страны. Общая площадь пашни, сертифицированой под органику, по итогам 2017 составила 277 тыс. га. В течение 2018 она ещё немного увеличилась и приблизилась к 300 тыс. га. Число производителей органики – порядка 70, видов органической продукции, отправляемой на экспорт, – 19. Но основной объём – это зерновые и масличные культуры.[2] В стране на сегодняшний день 37 компаний, которые занимаются непосредственно производством «зеленой продукции.[3] К числу этих компаний относятся ТОО «Astana Solar», которая занимается производством фотоэлектрических модулей и готовых солнечных электростанций различной мощности; ТОО "KunTech", которая занимается производством солнечных батарей; ТОО «Казкаучук», которая занимается производством трубки почвенного орошения из отходов автотранспорта. Еще одно направление - утилизация и переработка отходов - является одной из самых острых проблем экологии. С каждым годом человек потребляет все больше продуктов, увеличиваются темпы производства, соответственно, растет общее количество отходов. Предприятий, занимающихся переработкой и утилизацией продукции, всего 129. Среди них есть предприятия, занимающиеся переработкой и сортировкой ТБО, переработкой отработанных шин, обработкой и удалением отходов, переработкой отходов оргтехники, переработкой макулатуры, переработкой ртутьсодержащих приборов и изделий и т.д. Наибольшее количество предприятий приходится на Костанайскую (14 предприятий), Актюбинскую (14 предприятий), Северо-Казахстанскую области (13 предприятий) и г.Алматы (13 предприятий). Наименьшее количество сосредоточено в Мангистауской и Туркестанской области – по 3 предприятия. Следующим направлением «зеленого» бизнеса является использование возобновляемых источников энергии. В РК работает 32 гидроэлектростанции, 5 солнечных электростанций и 3 ветряные электростанции. Из них 5 объектов было введено в январе текущего года. Несмотря на имеющийся потенциал развития и внедрения проектов в сфере «зеленого» бизнеса, обусловленный обширной территорией страны и различными климатическими условиями, в Казахстане по-прежнему наблюдаются препятствия и барьеры на пути его внедрения и развития. В нашей стране пока еще недостаточно людей понимают смысл «зеленой» экономики. Слаба пока законодательная база, не созданы стимулы для формирования брендов «зеленых» компаний, отсутствуют льготы для разработки и внедрения «зеленых» технологий, нет института бизнес-ангелов, слабы и бюрократизированы венчурные фонды. Еще нет механизмов «зеленого» финансирования, реинвестиционных экологических фондов, экологические сборы и штрафы не возвращаются в местные бюджеты именно на природоохранную деятельность.
Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 3
Ссылка для цитирования:
Музапбарова А.Т. ФОРМИРОВАНИЕ «ЗЕЛЕНОГО» БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН // Вестник науки №6 (15) том 3. С. 94 - 96. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1681 (дата обращения: 27.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019. 16+
*