'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (15) том 3
  4. Научная статья № 24

Просмотры  85 просмотров

Буфан Е.П.

  


ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЕЩНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности государства как субъекта вещных правоотношений, правоспособность субъекта Федерации в гражданском обороте   

Ключевые слова:
государство, гражданское право, субъект Федерации, вещное право   


Второй раздел Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) [1] описывает право собственности и вещные права всех субъектов гражданского оборота, но мы рассмотрим субъект Федерации, а именно город Москву, как собственника и участника вещных правоотношений. Согласно ст. 209 ГК РФ [2] субъект Федерации обладает правом владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В этой же статье констатируется, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Соответственно, город Москва также уполномочен защищать своё право собственности, как и другие участники гражданского оборота и может предъявлять судебные иски. В соответствии с постановлением № 10/22 Пленума Верховного Суда РФ [3] к искам о правах на недвижимое имущество относятся иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста. Иными словами, если жилое помещение выбыло из владения публично-правового образования помимо его воли, собственник вправе истребовать его из чужого незаконного владения, в том числе от добросовестного приобретателя. Можно сказать, что государство и другие публично-правовые образования, такие как субъекты Федерации и муниципальные образования участвуют в гражданском обороте, как и физические и юридические лица. Тем не менее, правоспобность государства не совпадает с правоспособностью юридических и физических лиц, поскольку субъект Федерации является носителем публичной власти и обладает различными ресурсами. Город федерального значения представляет и защищает имущество, принадлежащее ему на праве собственности. От имени субъекта в суде выступают органы государственной власти в рамках своей компетенции. В соответствии со ст. 126 ГК РФ [4], субъект Российской Федерации отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме того имущества, которое закреплено за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, кроме имущества, которое может находиться только государственной или муниципальной собственности. Соответственно, средства бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, образуют казну публично-правого образования ст. 214 ГК РФ [5]. Совершенно очевидно, что город Москва участвует в вещных правоотношениях, выполняя государственные задачи. Правовые аспекты участия субъекта Федерации в вещных правоотношениях делятся на частноправовые и публично-правовые, однако публично-правовые преобладают. Субъект Федерации обладает особыми возможностями приобретения права собственности. В соответствии со ст. 279 ГК РФ [6] городом может осуществляться изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Земля города Москвы особо охраняется, поэтому приобретение прав на земельные участки возникает на основании законодательно юридического факта государственной регистрации, в том числе и для публично-правовых образований. Также основаниями возникновения права государственной или муниципальной собственности на имущество являются отчуждение у частного собственника вещей, изъятых из оборота или ограниченных в обороте по ст. 238 ГК РФ [7]. Это же касается объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, в связи с прекращением действия договора аренды такого земельного участка и изъятия недвижимости для государственных или муниципальных нужд по статьям 239.1 и 239.2 ГК РФ [8]. В материалах судебной практики изъятие земельного участка публично-правовым образованием в Москве встречается в связи с распоряжениями Правительства Москвы о строительстве транспортно-пересадочных узлов, автомобильных дорог, развязок и для жилищной застройки. В качестве примера судебной практики показательным будет постановление Арбитражного суда Московского округа по делу 2017 года об изъятии для государственных нужд объекта недвижимого имущества частной компании с ограниченной ответственностью для целей строительства транспортно-пересадочного узла на территории Мнёвниковской поймы [9]. Изъятие, которое предусмотрено под строительство, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 30 сентября 2015 года N 630-ПП «Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2015 - 2018 годы» происходило в том числе в соответствии со статьей 279 ГК РФ [10]. Приобретения права собственности субъектом Федерации носит преимущественно публично-правовой характер. Согласно ст. 225 ГК РФ [11] по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города на данную вещь. Город Москва также участвует в приобретении права собственности на находку, на безнадзорных животных и получает в государственную собственность клад или вещи, которые относятся к культурным ценностям и собственник которых не может быть установлен ст. 228, 231 и 233 ГК РФ [12]. К публично-правовым аспектам участия в вещных правоотношениях города Москвы относится: выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, реквизиция, конфискация и национализация частного имущества ст. 240, 242, 243 ГК РФ [13]. Все эти меры принудительного характера находятся только в компетенции города. Тем не менее, субъект Федерации не может завещать свое имущество, отказаться от наследства, но может выступить законным наследником выморочного имущества ст. 1151 ГК РФ [14]. Напротив, переход права собственности от органов власти города Москвы может осуществляться по отношению к муниципальным организациям, унитарным предприятиям, некоммерческим структурам, юридическим, а также физическим лицам. Это же касается приватизации, когда собственность публично-правого образования в определенных законом случаях передается в другую форму собственности, согласно закону «О приватизации государственного и муниципального имущества» от N 178-ФЗ и ст. 217 ГК РФ [15]. Также субъект Федерации может иметь в собственности вещи, ограниченные в обороте, например, некоторые водные объекты ст. 8 ВК РФ. Как известно, государство, защищая своё право собственности на равных с другими участниками гражданского оборота, несет ответственность за причинение вреда юридическим или физическим лицам. Согласно ст. 1069 ГК РФ [16] вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, её субъекта или казны муниципального образования. Итак, город Москва, как публично-правовое образование, вступает в гражданские правоотношения на равных началах с другими субъектами вещных правоотношений, но при этом обладает правоспособностью приобретать и отчуждать имущество по специальным основаниям, а также может владеть вещами, ограниченными в обороте.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Буфан Е.П. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЕЩНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ // Вестник науки №6 (15) том 3. С. 135 - 141. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1687 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1687



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.