'
Мацакова Ю.О.
ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕКУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА ГБСУСО КО «ДОМ СОЦИАЛЬНОГО УХОДА «ДУБРАВА» *
Аннотация:
на основании результатов исследования процесса организации конкурентных и неконкурентных закупок, учета заказчиками закупок материальных запасов, услуг и работ, а также степени эффективности функционирования контрактной системы в сфере закупок в целом, автором предложено акцентировать внимание на необходимости систематизации норм, регулирующих правоотношения в сфере закупок, включая использование централизации закупок.
Ключевые слова:
публичные закупки, учреждения, контрактная система, единая информационная система
Актуальность данной темы выражается в том, что контрактная система может рассматриваться как экономия бюджетных средств при обеспечении заказчиков должным качеством закупаемых ими товаров, работ, услуг. А организация таких закупок, в свою очередь, так или иначе затрагивающая многие сферы жизнедеятельности – довольно важный процесс, оптимизация которого крайне важна и необходима.Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд – действия заказчика, направленные на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Она начинается с выбора поставщика (исполнителя, подрядчика) и завершается исполнением сторонами контракта обязательств. Но если по Закону № 44-ФЗ нет указания на размещение извещения об осуществлении закупки или же направления приглашения принять участие в выборе поставщика, то закупка состоится с заключения контракта, завершается исполнением соответствующих обязательств (п.3 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).Цели осуществления закупок перечислены в статье 13 вышеупомянутого закона: достижение целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ, субъектов РФ, муниципальными программами, исполнение и реализация международных обязательств страны и межгосударственных целевых программ, выполнение государственными органами своих функций и полномочий.Организация закупок содержит в себе несколько этапов: установление необходимости в приобретении продукции (товаров, услуг), с их учетом формирование заказа (нормирование, общественное обсуждение), размещение данного заказа и определение поставщика (антидемпинговые меры), установление с ним договорных отношений и исполнение сторонами обязательств контракта (приемка, оплата, осуществления контроля, применение мер ответственности, размещение информации).Основная цель Закона № 44-ФЗ – правовое регулирование организаций закупочной деятельностью, что осуществляется с помощью средств бюджетов государственного и муниципального. Закон № 44-ФЗ регулирует правоотношения, связанные с вопросами управления закупками организаций, оптимизации систем, проведения программ развития рынков товаров, с анализом статистического и эконометрического на базе сведений единой информационной системы сферы закупок (далее – ЕИС), с совершенствованием политики предупреждения коррупции и расширением государственно-частного партнерства и т.д.Все конкурентные и неконкурентные процедуры контрактной системы обладают своим значением и ролью в общей системе, законно управляющей финансовой деятельностью организации. В случае отсутствия системы, планов графиков закупок государственные (муниципальные) учреждения могут иметь нецелевые растраты, тем самым лишаясь нужных товаров, запасов, оборудования и ряда других благ.Так, ЕИС, созданный в целях реализации Закона № 44-ФЗ, помогает выполнять работу с поставщиками по заключению и исполнению контрактов. ЕИС введена в эксплуатацию в начале 2016 года для упрощения реализации процедур закупок.Учреждения, занимающиеся закупками в соответствии с надлежащем законодательством изначально должны планировать закупочную деятельность. При выборе поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчики используют конкурентные и неконкурентные способы закупок. К конкурентным способам относятся: конкурсы (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, закрытый, закрытый с ограниченным участием, закрытый двухэтапный), аукционы (в электронной форме, закрытый), запросы котировок и предложений.Эффективность контрактной системы подчеркивает ее контроль со стороны общества, мониторинг, аудит посредством оценки обоснованности выполнения закупок по Закону № 44-ФЗ. Так, если закупка будет признана необоснованной, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля выдадут предписания об устранении выявленных нарушений, а также привлекут виновных к ответственности.П.П. Кабытов в своей работе указывает на то, что устранением существующих противоречий в организации контрактной системы послужит исключение коммерческих организаций (государственной и негосударственной форм собственности) из ограниченного числа субъектов, так как структура контрактной системы не оптимальна. Мы полностью разделяем мнение П.П. Кабытова о необходимости систематизации норм по регуляция всего спектра отношений в данной сфере требует проработки в отдельном федеральном законе. Правовая позиция о необходимости кодификации законодательства о закупках ранее была сформулирована в диссертационном исследовании В.В. Кикавца.Отсутствие концепции правового регулирования контрактной системе в сфере закупок, как негативное явление неодократно отмечалось В.В. Кикавцом.Пример заключается в том, что регулирование правоотношений в сфере закупок осуществляется чиновниками, по сути, без учета мнения профессионального и научного сообщества. В таком случае эффективность работы будет видна только при конкретно поставленной цели – реализации потребности заказчика в товарах, работах или услугах, но никак не в развитии конкуренции, как самоцели контрактной системы в сфере закупок.Также при рассмотрении принципов контрактной системы в сфере закупок, В.В. Кикавец совместно с А.И. Сальниковой выделил основной принцип ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективности осуществления закупок за главный, соответствующий целям их осуществления. Такой принцип напрямую связан с административной деятельностью, поскольку заказчики при планировании и самом осуществлении закупок следует исходить из потребности достижения заданных итогов обеспечения государственных нужд, достижении целей закупок по ст. 13 Закона № 44-ФЗ. Данный принцип должен также поддерживаться принципами результативность, эффективность. Принципы контрактной системы, по мнению авторов, следует иметь в виду не только на основании субъективного мнения регулятора и контролера контрактной системы, но и закрепить в соответствующем порядке в принципах гражданского и бюджетного права, что будет способствовать единству нормотворчества, правоприменения в рассматриваемой сфере. Так. здесь наблюдается прямая взаимосвязь организации закупок и необходимости регулирования законодательства.Резюмируя вышесказанное, решению приведенных проблем может способствовать централизация закупок, позволяющая многочисленным заказчикам снизить затраты путем передачи части административной работы по реализации конкурентных процедур (разработку документации о закупке, размещение информации в ЕИС, создание комиссии по закупкам и определение поставщика (подрядчика, исполнителя) уполномоченному органу или уполномоченному учреждению, имеющим в штате специалистов профессионалов с надлежащим уровнем познаний в сфере закупок.С нашей точки зрения, унификация и систематизация нормативных правовых актов, регулирующих сферу закупок, с одновременным масштабным использованием централизации закупок позволит повысит конкуренцию в закупках, а также значительно снизить затраты заказчиков не только на проведение и администрирование закупочных процедур, но и на приобретение необходимых товаров, работ, услуг.
Номер журнала Вестник науки №7 (76) том 4
Ссылка для цитирования:
Мацакова Ю.О. ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕКУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА ГБСУСО КО «ДОМ СОЦИАЛЬНОГО УХОДА «ДУБРАВА» // Вестник науки №7 (76) том 4. С. 31 - 36. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/16889 (дата обращения: 22.01.2025 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*